Наталья Смаглюк, Алена Довженко, Юрий Гудыменко (Индустриалка)
Залы городских театров заполнены зрителями. Но талантливые актеры постепенно покидают Запорожье
Идея материала появилась после того, как корреспонденты «Субботы плюс» опросили на улицах города полтора десятка случайных прохожих.
Выяснилось, что из пятнадцати горожан ни один не был в запорожском театре за последние три года. «Суббота плюс» решила разобраться в причинах такого холодного отношения запорожцев к театрам и заодно понять: а нужно ли вообще театральное искусство нашему промышленному городу?
Наверное, каждый из нас в какой-то момент жизни мечтал стать актером. Это же так легко: плакать и смеяться перед зрителями, да еще и деньги за это получать. К сожалению, не все так легко и просто в жизни запорожских артистов...
Начнем с начала – с обучения. В Запорожье учат актерскому мастерству и детей, и взрослых: есть немало частных студий, которые называют себя театральными. Расценки на обучение у них одинаковые: 250 гривен в месяц для детей, 300-350 – для взрослых. Занятия проходят два раза в неделю. Мы позвонили в несколько из них, чтобы понять, кто же будет «лепить» из горожан актеров.
Администратор театрально-психологической студии «Образ», не стесняясь, призналась, что у них нет преподавателей с высшим актерским образованием или хотя бы играющих в театрах. Детей и взрослых обучают ученики самой школы (сам себе режиссер, так сказать). Немного лучше ситуация в студии «Cвія»: там преподаватель актерского мастерства со средне-специальным образованием.
Организаторы студии театра и кино с красивым названием «Ромео и Джульетта» на своем сайте намекают, что их выпускники попадут в базу данных известных телепроектов. Но то, что они презентуют на конкурсах красоты и концертах, годится только для конкурса школьной самодеятельности — не более. Гарантий получения хороших ролей и актерского будущего вам, разумеется, никто не даст. Зато 4000 гривен в год возьмут и не поморщатся.
– В большинстве театральных студий преподаватели либо не имеют отношения к театру, либо закончили университет, но не реализовали себя на сцене. Такие люди не учат, а калечат, – рассказал «Субботе плюс» Юрий Драненко, актер Запорожского академического театра молодежи (бывший Театр юного зрителя, ТЮЗ).Театр VIE регулярно собирают полные залы, хоть и расположен е в самом удачном месте, на острове ХортицаТеатр VIE регулярно собирают полные залы, хоть и расположен е в самом удачном месте, на острове Хортица
Есть в Запорожье еще одна кузница актерских кадров с сомнительной репутацией и немалыми расценками — филиал Киевского национального университета культуры и искусств (в народе – Университет Поплавского). Такие филиалы как грибы выросли во многих городах Украины. Злые языки поговаривают, что там продают корочки о высшем образовании, и только.
Студенческая Мекка актерского мастерства — Запорожский национальный университет. Несмотря на то, что «Театральное мастерство» – это всего лишь специальность на кафедре педагогики и психологии, его выпускников и преподавателей знают даже за пределами Украины.
Но не все выпускники «Театрального мастерства» потом работают по профессии: есть среди них и продавцы колбасы, и менеджеры, и частные предприниматели... Неудавшиеся артисты винят в этом преподавателей актерского мастерства.
– Есть актеры, которые танцуют неважно, говорят невнятно, но востребованы в самых популярных театрах страны, – рассказала «Субботе плюс» Татьяна, бывшая студентка университета. – Другое дело, когда все отлично — хореография, сценическая речь, – а играть не умеешь. В ЗНУ есть преподаватели, в выпуске которых стабильно востребованы всего два-три человека.
Кстати, обучает студентов актерскому мастерству и один из основоположников современного запорожского театра, народный артист Украины Александр Король. О нем с теплотой и восхищением вспомнил каждый студент и актер-выпускник ЗНУ, с которыми мы говорили о театре.
Выпускник ЗНУ, ныне актер Театра молодежи Юрий Драненко: «Говоря словами из шоу-бизнеса, Александр Король – фирмач. Он красавчик, человек с характером! Он основал запорожский ТЮЗ, который в советском пространстве рвал всех. В 1985-86 годах театр перестали приглашать на фестивали, потому что он забирал все награды! Однажды в Воронеже, в один день с выступающим на центральной площади города запорожским ТЮЗом, в местном драмтеатре играла более известная труппа. Зал остался пустым: все шли смотреть на запорожцев. Наши актрисы купались в мужских душевых, потому что дамские комнаты были завалены цветами».
Вторит ему и выпускница ЗНУ Анна Симонова: «Александра Короля можно смело сравнить с Константином Станиславским (основателем русской театральной системы). Это человек, благодаря которому в Запорожье есть театр».
Сейчас Александр Король продолжает преподавать у будущих артистов, а также занимается постановками спектаклей на запорожских подмостках. А Запорожский театр молодежи остается одним из лучших молодежных театров в Украине.
Аншлаг за счет пенсионеров
Всего в Запорожье существует пять профессиональных театров, не считая конного и театра казацкого боя. Это Областной украинский музыкально-драматический театр имени Магара, Театр кукол, Театр молодежи, Муниципальный театр-лаборатория «VIE» (с французского – «Жизнь») и «Новый театр». Последний появился в результате громкого скандала. В августе минувшего года в театре «VIE» произошел конфликт между руководством и молодыми актерами: камнем преткновения стали вакантные руководящие должности. В результате старый руководитель театра Владислав Лебедев с несколькими актерами ушел из «VIE» и при поддержке меценатов создал первый самостоятельный (не зависящий от государства) театр.
Пять театров на город с восемьюстами тысячами жителей — это много или мало? Скорее, мало: например, в соседнем Днепропетровске двенадцать театров. И их залы редко пустуют.
Впрочем, и в запорожских театрах аншлаги — привычное явление. Однако завсегдатаи спектаклей говорят: театральное искусство в Запорожье не развивается. И люди заполняют театральные залы лишь из-за отсутствия выбора либо собственной неразборчивости.
– Раньше очень любил посещать спектакли запорожских театров, – говорит Сергей Смирнов, заместитель генерального директора Запорожского хлебозавода №5. – Но когда появилась возможность сравнивать с киевским театром имени Франко и прочими качественными заведениями, отдавать предпочтение местным театрам не хочется. Теперь очень редко хожу на запорожские спектакли, но при первой возможности иду на выступления приезжих трупп.
Аншлаги в залах запорожских театров имеют и еще одно объяснение. Например, зачастую значительную часть билетов на спектакли театра Магара выкупают заводские профсоюзы, ветеранские организации, которые потом раздают контрамарки сотрудникам. А те, разумеется, не упускают возможности на халяву посетить культурное мероприятие
Дмитрий Московцев, актер и администратор «Нового театра»:
– Я желаю каждому театру, чтобы их руководство хотя бы раз в год приглашало для постановок режиссеров из Киева, Днепропетровска, из-за рубежа. Когда человек с многолетним опытом приходит со стороны — это дорогого стоит. По сути дела, это мастер-класс. Это повышает уровень.
Хлеба и зрелищ! ...а
В запорожских пекарнях пекут хлеб на любой вкус: черный, белый, без дрожжей, с пряностями, с чесноком, отрубями, батон, кирпич, порционный, на развес... Зрелищам, которые «готовят» на запорожской сцене, до такого разнообразия еще далеко. Но зритель все равно потребляет то, что есть. Потому что другого нет, да и не с чем сравнивать. Это как в СССР: кто побывал в заграничных магазинах с обилием товара на любой вкус, понял, что в нашей стране с магазинами что-то не так.
Взять хотя бы наш самый большой и старый театр — имени Магара. Кажется, что здесь актеры и режиссеры боятся удивить, сделать что-то нестандартное. «Так это же академический театр, здесь должны ставить классику», – может возразить воображаемый театрал. Но ведь и классику можно поставить так, что современник не сможет глаз оторвать от сцены! В прошлом году к нам приезжал Киевский национальный академический театр имени Ивана Франко. То, как артисты представили самую настоящую классику – «Наталку Полтавку», – было просто потрясающим. Со сцены звучали народные песни в блюзовой обработке. Зрелище было динамичным, ярким. Артист, изображающий пана Возного, профессионально играл на трубе. После окончания первого действия зрители не хотели уходить на антракт. В Киеве не побоялись экспериментов. И результат получился отличный.
У нас в Запорожье яркие спектакли, которые захватывают тебя с самого начала и не отпускают до конца, можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, «Эзоп» в Театре молодежи. Пока зрители ожидали начало спектакля у дверей зала, спектакль вдруг начался... прямо в фойе: откуда ни возьмись появились древнегреческие сатиры с лирой и бубнами и начали свое повествование. Кстати, именно Театр молодежи и два самых молодых театра – «VIE» и «Новый» – хоть как-то прогрессируют, пробуют новое. На их постановки приходит молодежь, а спектакли берут призы на фестивалях.
Дмитрий Лазорко, ныне покойный запорожский режиссер, добившийся признания как на родине, так и в Европе, в свое время писал: «В Запорожье с театром ситуация аховая: не формируется спрос и нет предложения. Вот такое обоюдное вымирание. Публике плевать, что смотреть, театрам нечего показывать».
Немало талантливых запорожских актеров и режиссеров покидают город в поисках лучшей жизни: денег, славы, признания. Актриса из Бердянска Ольга Куриленко стала кинозвездой Голливуда. Знаменитая телеведущая Ольга Сумская впервые вышла на сцену в запорожском театре имени Щорса (ныне — театр Магара). Талантливейший запорожский режиссер Дмитрий Лазорко ставил спектакли в Париже и Будапеште. Другого знаменитого режиссера — Виталия Денисенко — просто выжили из театра Магара после конфликта, а сейчас его постановки собирают аншлаги по всей Украине. Не хватит и целой газеты, чтобы перечислить всех запорожских артистов, которые нашли славу и признание за пределами родного города.
– Разве мы виноваты, что нас тут никто не ценит? – в сердцах рассказывал «Субботе плюс» еще один экс-запорожец, актер театра, кино и телевидения Виктор Андриенко («Шоу долгоносиков», «Большая разница»). – Многие известные ныне актеры в Запорожье просто работали для души и не получали ни славы, ни денег. И нашли себя вне родного города. Виктория Булитко (выпускница ЗНУ, игравшая на сцене запорожского Театра молодежи. – авт.) сейчас – ведущая актриса «Театра на Подоле». Виктор Кошель, который был актером Театра молодежи, сейчас работает в Театре имени Леси Украинки и недавно стал главным режиссером Киевского художественного альтернативного театра (КХАТ). К сожалению, для того, чтобы стать знаменитым в своей стране, из нее надо уехать, – констатировал Виктор.
Положительным примером работы театра в Запорожье является Театр кукол. Среди тряпичных героев нет пугал и чудовищ: куклы новые, красивые, а главное — современные. Лиса носит колготки в сетку, сумочку через плечо и мобильный телефон. Причем спектакли интересны и детям, и взрослым, которые приходят вместе со своими чадами.
Запорожские театры нужны горожанам, они уверенно держат стабильный средний уровень и пробуют «поднять планку». Но, по словам самих актеров, им мешает нежелание городских чиновников (а порой и самих руководителей театров) выходить за рамки привычного: организовывать новые фестивали, конкурсы, поощрять новаторов. А ведь нам, зрителям, хочется аплодировать артистам не потому, что так надо, а за действительно талантливые постановки.
К вопросу о бедных актерах
Самые высокие зарплаты получают актеры театра имени Магара (в районе 5-6 тысяч гривен), актеры Театра молодежи — в районе 3000 гривен. Одни из самых низкооплачиваемых —муниципальный театр-лаборатория «VIE» и Запорожский областной театр кукол: около 1500-1700 гривен. Из областного и городского бюджетов на содержание театров выделяют немалые суммы. К примеру, в минувшем году только на реконструкцию здания театра «VIE»чиновники выделили более миллиона гривен из бюджета города. Зарабатывают театры немало, но об окупаемости речь не заходит. Так, до раскола в том же театре «VIE»доходы учреждения составляли около 100тысяч гривен в год.