Віталіна ДОРОШЕНКО (Запорожье Вечернее//Улица Заречная)
Даже не верится: недавно, вроде бы, сыграли первый спектакль. И вот – позади девять сезонов, в репертуаре - 26 постановок, а в активе – сотни преданных поклонников.
Может показаться, что название Новый театр ему уже не к лицу. Но это не так. Единственный в Запорожье постоянно действующий частный театр открылся 26 февраля. Тогда создатели даже не подумали, что это - день рождения двух гениальных украинцев: поэтессы Леси Украинки и режиссера-новатора Леся Курбаса. Символичная случайность! Постановки Нового театра поэтичны, а труппа не чурается поиска новых форм и смыслов. Они хотят быть неожиданными. Не просто забавляют, но делятся мыслями. Храбро «обновляют» классику. В этот раз, открывая десятый сезон, публике представили комедию абсурда «Последний герой» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека.
Хотя точнее было бы определить жанр как трагикомедию. Или даже… трагедию. На плоту среди моря трое мужчин. Сначала, демонстрируя взаимопонимание и даже единство, жертвы кораблекрушения распевают попурри из старых песен. Но выдохшись, начинают ныть: «Я голоден! Есть хочется!» Не делают попыток спастись. Не дают себе труда в поисках пищи порыться в вещичках. Сразу решают: нужно «кого-то съесть» (каждый думает, что не его).
Мрачное начало? Абсурдное? Но ведь люди сплошь и рядом «едят» друг друга поедом: на работе, в семье, в транспорте…
- Наверное, у человека неистребимо желание «съесть» ближнего, - констатирует режиссер Светлана Лебедева. – Шлифуя актерское мастерство, мы пытались совместить абсурдность ситуации с психологизмом. Это было самым сложным, но и самым интересным.
В пьесе Славомир Мрожек жонглирует понятиями «демократия», «деспотизм», «историческая справедливость», «свобода»… В оригинале она называлась «В открытом море», но в Новом театре ей дали название «Последний герой». Хотя на самом деле ни единого героя (в смысле - положительного персонажа) в ней нет. Не назовешь же «положительным» служаку-почтальона, который приплывает, чтобы доставить телеграмму, однако пугливо отмежевывается от людоедских игр главных персонажей? Или «счастливого лакея», с наслаждением идущего ко дну по приказу господина? (Обе роли исполняет актер Дмитрий Московцев).
А главные «обломки цивилизации» (так их называют в финале спектакля)? Владислав Лебедев играет привыкшего властвовать лживого и наглого циника. Иван Остривной – соглашателя и лизоблюда. Евгений Славинский – бесхарактерного «маленького человека». Его персонажу сочувствуешь - когда двое других доказывают, что раз у него есть пожилая мать, а они «сироты», то «историческая справедливость» велит, чтобы счастливчик стал жертвой. Но сочувствие тает, едва персонаж Славинского криком «Ура!» встречает телеграмму о смерти мамы – теперь он тоже сирота… И тоже людоед. «Последним героем», добровольно отдающим себя на съедение, этот тип становится после основательного промывания мозгов. Кому, как не нам, в условиях информационной войны, понимать, что людей можно убедить в чем угодно!
В спектакле есть пародия на выборы (подарки избирателям, подкуп, подделка результатов и лозунг: «Мы хотим есть!»). Прямые отсылки не нужны, чтобы подумать о сегодняшнем дне.
Под конец, пытаясь оттянуть неизбежное, персонаж Евгения Славинского принимается… мыть ноги. Эдакая ироническая отсылка к очистительному омовению. Но спектакль запорожского Нового театра «Последний герой» заканчивается фразой, которой нет в пьесе Славомира Мрожека. «Мойте ноги, господа!» - насмешливо предлагает неизвестно откуда взявшийся на возвышении бородач в жилетке на голое тело и с бутылкой коньяка… Кому он адресует свои слова? Оставшимся в живых персонажам «Последнего героя», которые вновь заводят волынку: «Я голоден»? Или…
- Я сразу же решила, что он обращается к зрителям, - делится впечатлением запорожская художница Наталья Коробова.
На пороге десятого сезона, после вынужденного полугодового карантина, Новый театр отважился на суровый разговор с публикой. Нужно бы чувствовать себя польщенными: нас сочли готовыми к жесткой откровенности. Но все-таки хочется света, который всегда несут спектакли этого коллектива. Недаром именно о любви и о заветной мечте, что все люди и все страны смогут когда-нибудь жить в мире, говорил перед началом спектакля «Последний герой» надежный друг и меценат частного театра, генеральный директор корпорации «Керамист» Дмитрий Зусманович.
А когда актеры в финале вышли на поклоны, на сцену поднялась 99-летняя Александра Семеновна Скрипнюк, которая в годы Второй мировой была военным фельдшером и участвовала в Сталинградской битве. Удивительная женщина поблагодарила за спектакль, похвалила вокал, сценографию и пластику девушек в черных трико, которые в одном из эпизодов изображали морских сирен. Чуть позже, в уже опустевшем зале, Александра Семеновна по просьбе друзей прочитала стихи Константина Симонова. Молодой голос, молодые глаза… Глядя на нее, хочется жить!
Да и Новый театр не меняет жизнеутверждающего курса, от которого лишь слегка отклонился в начале сезона. Идут репетиции романтической комедии «Ревнивая к себе самой» драматурга ХVІІ века Тирсо де Молина. «Она будет яркой, веселой, по-испански темпераментной и экспрессивной», - обещает режиссер Светлана Лебедева.