Леонід СОСНИЦЬКИЙ
Запорожский "НОВЫЙ ТЕАТР": глаза боятся, а руки делают, или о том, что не было бы счастья, да чиновники помогли
Смелость до Ялты доведет...
Эта пьеса наделала шума в Москве, в театре «Современник», где в главных ролях год назад блистали Леонид Ярмольник и Сергей Гармаш. И вот накануне 2013-го в тех же ролях пришлось выступать уже Владиславу Лебедеву и Дмитрию Московцеву. В спектакле успешно играли и два самодеятельных актера Владимир Кириченко и Дмитрий Зусманович. Если первые выходы артистов публика встретила довольно сдержанно, то потом зрелище увлекло всех, и в финале звучали бурные аплодисменты. А это самое главное для Запорожья: как-то наполнить театральные залы здесь можно, но как редеют ряды зрителей во время антракта... А тут все на местах!
И вообще, за недолгое, с 25 февраля 2012 года, время существования «Нового театра» его в городе полюбили. Почти каждый месяц здесь премьера. И спектакли идут при горячей поддержке зрителя.
Так чем подкупил театр Светланы и Владислава Лебедевых? Искренностью, а еще удачным и смелым выбором драматургического материала. Со знаменитой «Варшавской мелодией» запорожский «Новый театр» нагрянул в июле в Ялту. И не прогорел! Здесь знатоки сразу оценили и рискованность авантюры, и высокий уровень постановки и исполнителей (в ролях — Светлана и Владислав Лебедевы). Ведь в этот период в Ялту приезжают только театральные звезды Москвы, Петербурга и Киева.
Владислав улыбается: «Подозреваю, что нас за киевлян приняли!»
Упомянутый выше спектакль «С наступающим!» стал седьмой постановкой «Нового театра» в 2012 году. Кстати, штат коллектива — три человека, остальные десять актеров и специалистов, без которых театру не поможет даже наличие вешалки, работают тут по договорам...
Еще несколько слов и об оценках коллег. Спектакль «13-й апостол» (по Маяковскому) был приглашен в Москву на фестиваль «100 лет русского футуризма». Сейчас на завершающей стадии переговоры о показе спектакля «Психея и Арлекин» (по поэзии Марины Цветаевой) в русском культурном центре Праги. В планах театра — гастроли в Киев и Днепропетровск, а летом — в Ялту — это та высокая планка, которой в современных условиях лучше всего проверить себя на капризном зрителе из всего СНГ.
Секреты закулисья
А с чего все начиналось? В свое время Светлана и Владислав почти десять лет играли в тогда еще народном (теперь уже муниципальном) театре в Павлограде, что на Днепропетровщине. В. Лебедев между тем был редактором городской газеты, депутатом Павлоградского горсовета и как-то получил заманчивое предложение поработать в одном из вузов Запорожья. А тут еще и интересный запорожский театр «Vіe» пригласил к себе Светлану — актрисой. Так, с «куклой» на руках (младшей дочери исполнился всего год), супруги Лебедевы отправились в Запорожье. Было это 11 лет назад, они еще успели приобрести квартиру (до известного скачка цен). Светлана стала примой театра «Vіe», несколько раз была лауреатом межрегионального театрального фестиваля «Січеславна» как лучшая актриса. А у Влада с назначением не сложилось. Он работал в разных запорожских изданиях и играл в «Vіe». Какой ажиотаж на городских праздниках вызывал номер, когда четверка актеров этого театра выполняла попурри на известные песни 60—80-х годов! Особенно сходили с ума студенты из других стран (а их в Запорожье достаточно), потому что где еще сейчас услышишь, например, «Beatles» в живую?
В 2009-м в городском управлении культуры решили разделить функции художественного руководителя и директора театра «Vіe». До этого, с первых дней существования коллектива, его основатель и лидер Виктор Попов был один во всех ипостасях (а еще — отцом своим актерам). И вот вакансию директора занял Владислав Лебедев. Финансовое положение театра после этого улучшилось, и порядка стало больше. Но можно понять и основателя театра: в августе 2011 года Виктор Попов объявил, что не будет продлевать свой контракт с городским управлением культуры. В управлении же сообщили, что и с Лебедевым продлят контракт только после конкурса. И с 16 августа экс-директор был принят своим заместителем, а теперь и. о. директора Д. Московцевым, на должность актера...
Так в театральной жизни Запорожья запахло скандалом.
Потому что маленький, но заметный своими спектаклями муниципальный театр-лаборатория «Vіe» был все-таки на виду. И таки чем-то отличался от ЖЭУ, где можно менять слесарей, дворников, и никто не заметит. О «Vіe» начала активно писать пресса. Ничего страшного, успокоили в городском управлении культуры, — вот-вот состоится конкурс на замещение вакантных должностей, и театр снова будет как новенький.
Скоро стало понятно, что Светлана реально претендует на должность художественного руководителя (она на то время закончила режиссерский факультет Киевского университета имени Карпенко-Карого и стала автором нескольких заметных спектаклей). Относительно Владислава, то он тоже должен был гарантированно вернуться в директора. И потому, похоже, конкурс начали откладывать...
Встречи коллектива театра с руководителями области и города заканчивались заверениями, что как только, так и сразу.
А тем временем все, кому положено по должности, получили указание «урегулировать ситуацию». Так, как они это умеют — по принципу «разделяй и властвуй».
Припоминается, что в конце сентября 2011 года, уже на наш запрос в городское управление культуры, сообщили, что поскольку «Vіe» не театр, а всего лишь театр-лаборатория, то ни художественного руководителя, ни директора ему не надо. Достаточно режиссера, например Лебедевой, и с открытием сезона здесь никаких проблем не будет. Правда, через два месяца в театр (и уже «подготовленный» коллектив) прибыли полномочные представители городских властей и «с целью устранения раскола в коллективе временно, на месяц», назначили «нейтральных» людей. Без всякого конкурса.
Поэтому с 1 декабря 2011-го Светлана и Владислав Лебедевы уволились «по собственному желанию». Шаг в нынешнее время — слишком решительный. Еще через два месяца к ним присоединился и Дмитрий Московцев. Итак, со всеми предыдущими кадровыми потерями театр «Vіe», каким его знал весь город, — закончился. Но, к счастью, началась история «Нового театра» в Запорожье. Владиславу Лебедеву пришлось осваивать специальность частного предпринимателя. Слава Богу, нашелся меценат в лице корпорации «Керамист» и ее руководителя, уже упоминавшегося Д. Зусмановича, и дело потихоньку двинулось вперед. Понятно, что театр едва зарабатывает на все необходимое, да и еще ходит с протянутой рукой к своему благодетелю. Но он живет и его жизнь ВИДЯТ и ЦЕНЯТ ЛЮДИ. Относительно нынешнего «Vіe», не то что заметных, но просто премьер за минувший год как-то и не припоминается. Зато, наверно, уже все в порядке с «субординацией». В сегодняшней культуре именно это, похоже, самое главное. И равнение в шеренгах тоже. Налево...