Олег ВАЛИК (Запорожье Вечернее//Улица Заречная)
На что способна оскорблённая в своих самых искренних и глубоких чувствах женщина?
Поразмышлять на эту отнюдь непростую тему запорожскому зрителю предлагает Новый театр. 29 июня здесь состоялась премьера трагедии по пьесе Людмилы Разумовской «Медея». Для театра, учрежденного около полутора лет назад по инициативе генерального директора корпорации «Керамист» – мецената Дмитрия Зусмановича, это уже 9-й спектакль.
«Медея в Коринфе» Еврипида, чей сюжет лёг в основу пьесы – одно из величайших творений античной культуры. История любви и ненависти, предательства и одиночества, мести и всепрощения.
Людмила Разумовская – один из самых востребованных и ярких современных российских авторов, предложила свою версию драматических событий. Создатели спектакля – режиссеры-постановщики и исполнители главных ролей – Светлана и Владислав Лебедевы дополнили ее, взглянув на сюжет, которому две с половиной тысячи лет, как на современную историю о мужчине и женщине.
В инсценировке, которую увидели зрители, размыты временные и пространственные границы. Но думающему зрителю несложно прочесть подсказку: «Медея» – это о вечных человеческих ценностях.
В стиле сегодняшнего дня выдержаны костюмы героев, да и волнуют их вполне современные проблемы.
«Народ коринфский, как и везде судачит об одном: жизнь дорожает, пьют мужья, с детьми ж нет никакого сладу… Правителей бранят, войны боятся. Всё как всегда…», – замечает афинский царь Эгей. Его роль блистательно играет, как всегда, неподражаемый Дмитрий Московцев.
Да и вообще, на мой взгляд, актёрская игра – искренняя, мощная, с надрывом – главный козырь данной постановки. Именно благодаря ей спектакль завораживает зрителя своим внутренним обаянием и магнетизмом, удерживая в напряжении до самого конца.
Так, Светлане Лебедевой удалось создать уникальный образ Медеи, разрушающий привычное представление о ней, как о чудовище-детоубийце. Глядя на героиню, какой показывает ее актриса, поневоле начинаешь сопереживать и сочувствовать ей. Ведь женщины, которых предавали и бросали, одинаково несчастны вне зависимости от эпохи. В какой-то момент ты отчётливо понимаешь, что её трагедия – это трагедия жизненного абсурда, где Ясон и Медея оказались заложниками обстоятельств и собственных нелепых ошибок.
Очень достойно в роли Ясона выглядит Владислав Лебедев. Его персонаж – знаменитый аргонавт, некогда добывший Золотое руно. После 10 лет счастливого брака с Медеей, греческий герой решает бросить семью. Он продаёт себя недёшево, получив за измену молодую жену-царицу и царство в придачу. Стяжав власть и богатство, Ясон понимает, что хотел бы разделить их только с Медеей. Но итог печален: новобрачная отравлена, сожжено царство, убиты дети. Цена за мнимое благополучие оказалась слишком высокой. От прошлой жизни и любви осталось лишь пепелище…
Однако, благодаря не только актёрскому, но и режиссёрскому таланту супругов Лебедевых, в финале спектакль чудесным образом из трагедии превращается в поучительную и грустную притчу.