Лина Крафт (Главная газета Мелитополя)
Запорожские артисты не разочаровали мелитопольских театралов, которые на протяжении трех часов смеялись и грустили вместе с героями этой своего рода реалистичной сказки для взрослых.
События спектакля происходят на лестничной клетке престижной высотки. Известный телеведущий Кирилл Цандер возвращается с работы домой за пару часов до наступления Нового года и обнаруживает, что жена, обидевшись на вечно занятого мужа, ушла праздновать к маме, прихватив с собой дочь. Не желая оставаться в пустой квартире, Цандер вытаскивает праздничный стол на лестничную площадку и начинает заливать горе в компании купленного для дочери большого розового медведя, которому и изливает душу, доверительно обращаясь к нему «Шерстяной». Уединение Кирилла и медведя нарушает приглашенный для дочери Дед Мороз, которым оказывается его одногруппник по театральному институту Михаил Громов в исполнении Дмитрия Московцева. Время от времени их компанию разбавляют соседи. Кирилл чуть не убил одного из них - «его сиятельство» Бельского (в исполнении Заслуженного артиста Украины Виктора Гончарова), когда супруга по телефону заявила, что тот является отцом их дочери. Кстати, роль другого соседа по лестничной клетке досталась главному мелитопольскому режиссеру Борису Туменко. Покорил зрителя и случайно забредший в подъезд бездомный, «человек-философ», в исполнении Владимира Кириченко, цитирующий классиков и поднимающий тосты за годовщину введения в русский язык новых слов.
Озвученные со сцены рассуждения, телефонные разговоры и споры настолько жизненны, что не могут не найти отклик в душе зрителя, ведь каждый не раз обсуждал подобные вещи, ставшие чем-то глубоко личным. Успешный еврей с либеральными взглядами Цандер и перебивающийся сезонными актерскими подработками коммунист Громов одинаково ностальгируют по прошлому и печалятся несовершенству настоящего. Да и несмотря на разный результат, оба заняты любимым делом - с детским восторгом Громов читает стихи Пастернака, а Цандер устраивает импровизированное телешоу, в ходе которого однокурсники женят вечно ссорящуюся соседскую парочку. Приятели вспоминают умерших однокурсников, возмущаются низкопробностью современных телепередач и конвейерностью актерства («Скоро увидим шоу «Ксения Собчак и Марат Башаров в прямом эфире вырезают аппендицит». Ой, неудачно!»). В своих разговорах мужчины не церемонятся в выборе выражений - так же, как они могли бы беседовать, сидя на кухне, а не на театральной сцене. А Громов еще и частенько сдабривает свои замечания крепким словцом. Достается всем: и живучим евреям (в лице их яркого представителя - Цандера), которые могут приспособиться под любой уклад жизни; и журналистам, диктующим людям, как жить; и патриотам, которые возлагают ответственность за нерадостное настоящее страны на кого угодно, кроме себя; и ветеранам, которые воевали не за то, что получили; и даже бездомным, которых не принято считать людьми… Не обошлось и без драки. Но вся эта изливаемая желчь играет роль своего рода психотерапии. Например, после уничижительного монолога в адрес критиков Громов заключает, что с души свалилась многолетняя тяжесть и он сейчас готов «поймать первого встречного и залюбить до смерти». Все это перемежается застольным исполнением «Прогулок по воде» «Наутилуса Помпилиуса» и «Чуть помедленнее, кони» Владимира Высоцкого. А в особо лирический момент за окном припустил искусственный снегопад…
Автором пьесы «С наступающим!» является педагог театрального института им. Щукина Родион Овчинников, написавший ее специально для Леонида Ярмольника и Сергея Гармаша. Этот спектакль вот уже несколько лет ставит московский «Современник». А в Украине право на его постановку получил только Новый Театр. От оригинальной пьесы эта постановка отличалась лишь более развернутым финалом и удачной импровизацией. Спектакль обеспечил зрителям полное погружение в эту предновогоднюю историю - герои обсуждали больные вопросы, то и дело пили «горькую» и курили на сцене. Так что один из зрителей, не сдержавшись, даже предположил: «А может, у них там и водка настоящая?».
- Мы играем этот спектакль только под Новый год, - рассказал журналисту «Главной» директор Нового Театра и по совместительству исполнитель роли Кирилла Цандера Владислав Лебедев. - Эта пьеса отвечает на очень важные вопросы и сегодня, как никогда, актуальна. Дело в том, что сейчас что в России, что в Украине люди очень разобщены: кто-то помнит войну, кто-то родился в Советском Союзе, а кто-то никогда не жил в нем. Все эти поколения разные, они друг друга не понимают. И наш спектакль поднимает как раз такой вопрос: как такие люди могут достичь взаимопонимания, что им в этом может помочь?
Различие в возрасте и воспитании особенно заметно, когда все персонажи одновременно решают позвонить матерям, чтобы поздравить, и при этом, настолько по-разному с ними общаются. Да и Герой Советского Союза в исполнении Владимира Вахненко на фразу Громова «передавай привет своей бабке» реагирует: «Не бабка, а Нина Тихоновна. В девичестве Чистова».
- Новый год - это праздник, который объединяет людей, и мы считаем, что такое единение можно обрести через любовь, милосердие и прощение, - убежден Владислав Лебедев. - Только так можно понять кого-то. Что-то нужно уметь прощать другому человеку, а не добивать его, потому что он не такой как ты.
После выхода на поклон артисты под звон бокалов произносили мелитопольцам свои новогодние пожелания. А девушка, у которой в ходе спектакля то и дело звонил мобильный, процитировала в трубку реплику персонажа Владислава Лебедева: «Мама, живите и давайте жить другим!»