Влад Славин (МИГ)
Владислав Лебедев, директор и актер Нового Театра: «Мы верим, что «Красота спасет мир», а «Все что нам нужно – это только Любовь».
Чуть более 5 лет назад на Запорожском небосклоне зажглась еще одна творческая звезда, под названием Новый Театр. Каждый свой сезон этот театр не перестает удивлять своих зрителей. Что не спектакль, то новая краска и неожиданная изюминка. 20 новых постановок за 5 с половиной лет, неутомимая гастрольная деятельность по территории Украины. Новый театр за небольшое время приобрел не только своих постоянных зрителей, но и стал популярным, в хорошем смысле модным театром в Запорожье, на спектаклях которого всегда случаются аншлаги. Накануне открытия театрального сезона мы решили поговорить с директором и актером Нового Театра Владиславом Лебедевым о том, что же нового нам ждать от его театра.
- Владислав, чем открываете сезон?
- Так и хочется ответить: «Открываемся радостью!». Кстати, под таким названием в свое время открывался театр «Ви». Да, «Лето – это маленькая жизнь», как пел Олег Митяев, и это лето, увы, прошло. Но мы не отчаиваемся, для театралов начинается большая жизнь под названием «новый сезон». Наше солнышко с нами, оно у нас внутри, и мы готовы будем делиться им со зрителями. Открываем сезон спектаклем «Собака на сене». Это одна из свежих постановок прошедшего сезона. Сама по себе пьеса Лопе де Вега достаточно известна, но в нашем исполнении она обретает новую жизнь. Тут можно и посмеяться, и погрустить, и помечтать, три удовольствия, как говорится, в одном флаконе. Мы открыли для себя эту замечательную пьесу заново. И зрителям она пришлась по душе. Новый сезон для нас будет уже 7-ым, а это обязывает быть на высоте. Как всякий новый сезон, он ставит перед нами новые задачи и новые вершины, которые предстоит покорить.
- Какие вершины собираетесь покорять в новом сезоне?
- Как в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»: на повестке дня - подвиг! Что будем совершать? Или, как говорят в театре: «Чем будете удивлять?». Вершин, как мы для себя определяем, у нас в новом сезоне несколько, скажем четыре, а повезет, то и пять. Во-первых, по инициативе нашего друга, партнера и мецената Дмитрия Зусмановича, мы планируем гастроли в Беларусь. Три города: Гомель, Бобруйск, Минск. В Минске ведем переговоры с Национальным театром имени Янки Купалы. Это лучший в Беларуси театр, оснащенный по всем современным театральным требованиям. Планируем везти три спектакля: «Укрощение строптивой», «Дикарь» и «Что скрывают французы». На это уйдет как минимум дней десять в середине ноября. Во-вторых, 21 декабря везем в Киев спектакль «Елки на 8-ом этаже или Пой, а то убью!» по пьесе нашего запорожского автора Николая Михайлова. В-третьих, у нас планируется два новых спектакля: «Обручение» по пьесе Мориса Метерлинка и «Все невпопад», - первая, ранняя комедия господина де Мольера. В «Обручении» мы планируем выйти на сцену вместе с нашими студийцами из театральной школы, которую мы открыли при Новом Театре. Кстати, «Обручение» - это продолжение знаменитой пьесы «Синяя птица», которая идет во МХАТе более 100 лет и сыграна на сцене уже несколько тысяч раз. Также планируем, что лучшие наши студийцы примут участие и в комедии великого Мольера. Мы, кстати, очень любим модернизировать классику, открывать ее заново. Очень благодатный материал для работы и прекрасный образчик вкуса. У нас это «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта» Шекспира, и та же «Собака на сене» Лопе де Вега. Ну и в-четвертых, мы планируем обновление наших незаслуженно забытых спектаклей. Это «Трое в море, не считая горошка» (во втором варианте «Последний герой») польского классика театра абсурда Славомира Мрожека. И ирландская драма «Молли Суини» Брайана Фрила. Да, еще, возможно, вспомним под новый год и наш первый новогодний спектакль для взрослых: «С наступающим!». И сыграем его тендемом с «Елками на 8-ом этаже…».
- Расскажите про ваш новый проект под названием «Театральная школа при Новом Театре…
- Мы давно думали об открытии такой школы, но все не хватало времени и денег для старта. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Мы приняли участие в конкурсе «Мы-это город» комбината «Запорожсталь» и выиграли грант на открытие театральной школы. Три месяца мы обучаем бесплатно театральному искусству всех желающих независимо от возраста. У нас уже сформировано 3 группы разных возрастов, это более 50 человек. И мы продолжаем набор студийцев. После бесплатного 3-х месячного этапа, школа перейдет на платную основу. Но за это время студийцы смогут разобраться, что такое театр и хотят ли они этим заниматься. Признаюсь, если б я по жизни занимался чем- то другим, то сам бы сейчас пошел в такую школу, несмотря на то, что мне уже 53 года. Театральная школа, на мой взгляд, это единственная нескучная школа в мире, где получаешь всестороннее развитие ума, души и тела. Кстати, желающие могут записываться в театральную школу по тел. 050-180-51-30. Занятия мы проводим по четвергам и воскресеньям в ДК ЗТР, на правом берегу. Но планируем также открыть филиал и в центре города, в ДК «Орбита» или где-то по соседству. Кроме актерского мастерства, проводим занятия в школе еще по вокалу и хореографии.
- В ваших спектаклях принимают участие студенты актерского отделения ЗНУ, трудно с ними работать?
- У нас вместе с профессионалами работают не только будущие актеры-студенты, но и просто интересные личности. Так в нашем театре работал Владимир Кириченко, легендарная для Запорожья фигура, первый президент киноклуба «Восхождения», философ, воспитатель юных космонавтов. Иногда мы берем на роли людей, у которых интересный типаж и харизма. Мы берем интересную «краску» и используем ее для творческих задач. А студенты-актеры у нас просто замечательные. Это напор, энергия, драйв, за ощущением этой молодости, многие приходят в театр. Зрители после наших спектаклей сами становятся моложе.
- Давно хотел спросить, почему назвали театр Новый? И какую художественную концепцию исповедуете?
- Тут придется начать издалека. Мы со Светланой (Светлана Лебедева – художественный руководитель Нового театра) имеем свою театральную родословную. Мы вышли из одного театрального гнезда – театра им. Бориса Захавы, корни которого идут к театральному училищу им. Щукина при Вахтанговском театре. Вахтангов – ученик Станиславского, его последователь и в то же время новатор. Станиславского и Вахтангова мы считаем своими творческими прародителями. Когда Станиславский создавал МХТ, то одно из первых названий, которое пришло ему тогда на ум, было – Новый. Он хотел обособиться от того театра, который существовал на то время. Потом, слово «новый» он заменил на «художественный», то есть авторский. Константин Сергеевич хотел подчеркнуть, что на знамени его театра написано – ИСКУССТВО. И все же, основная идея Станиславского была в том, что театр должен оставаться всегда «живым, как бы новым». Как Христос изгонял из Храма фарисеев, так и Станиславский всю жизнь боролся с фальшью, формализмом в театре, всегда требовал живых, первозданных эмоций. Вот эту идею мы и берем на свое знамя Нового Театра. Еще один корень нашего театра мы видим в «театре перетворення» Леся Курбаса, который также в свое время создавал свой «новый театр Украины». Светлана Лебедева, худрук Нового Театра, в Киеве заканчивала магистратуру по Лесю Курбасу. Ее научным руководителем была академик искусствоведения Неля Корниенко, которая возглавляет Центр Леся Курбаса в Киеве, где и собрано все его наследство. В 1933 году Курбас был репрессирован и в 1937 расстрелян на Соловках. После него книг не осталось, а его ученики, те, что от него не отреклись, уехали на запад и там развивали идеи Курбаса. Метод, который использовал Курбас, называется «методом перетворення» или пересоздания. Это когда мы пьесу и стоящую за ней жизнь пересоздаем в художественные образы, поэтические символы и метафоры. Курбас в свое время стажировался у немецкого режиссера Макса Рейнхардта, а потом вернулся в Украину и создал именно новый театр для своего времени. Вот эта параллель - с одной стороны Станиславский-Вахтангов с их идеей нового театра, а с другой стороны Лесь Курбас - и легла в основу идеи нашего Нового Театра. А потом, согласитесь, такое название не дает успокоиться и почивать на лаврах. Все время надо идти вперед. Мы мечтаем каждый спектакль играть как «первый и последний раз в жизни». Кстати, об этом же мечтал и Станиславский, и Курбас, и многие выдающиеся деятели мирового театра. Возможно, со временем наш театр получит другое название. Это будет зависеть от того, как он будет развиваться дальше. Кстати, наш товарищ и брат по оружию, по сеянию «разумного, доброго, вечного» Дмитрий Зусманович, называет нас - «театр миротворец». А некоторые зрители, считают, что мы «театр любви и радости». Что нам тоже нравится. Мы верим, что «красота спасет мир», а «все что нам нужно – это только Любовь».