Анна Чуприна (МИГ)
«Новый театр» на сцене ДК «ЗАЗ» показал премьеру комедии абсурда «Последний герой». Режиссер Светлана Лебедева обратилась к пьесе польского драматурга Славомира Мрожека «В открытом море», написанной в начале 60-х годов. Но тема, несмотря на абсурдность, оказалась живучей. И зал был полон.
Кораблекрушение. Гроза. На плоту трое – Крупный [Владислав Лебедев], Средний [Борис Кирпа] и Малый [Павел Топчий]. Так у Мрожека. А условно их можно назвать Аристократом, Мясником и Интеллигентом.
Пока хором и порознь поют бодрые песни, – симпатичные люди. Но вот раздается: “Я хочу есть!” Еды, понятно, нет. Зато есть столовые приборы и инструменты для приготовления пищи. Которой должен стать один из присутствующих.
Кого и как выбрать? Жре-
бий – пережиток пещерного века. Можно, конечно, устроить всеобщие выборы с митингом «О распределении продуктов», охмурением «братьев-сотрапезников» и назначением кандидатур на должность «Последнего героя». Но с демократией не выходит, а диктатура не прививается. Приходится обратиться к корням и «восстановлению исторической справедливости»: коль родители –
пролетарии, ты не станешь искупительной жертвой. Еще лучше, если ты сирота.
Обоснование каннибализма само по себе абсурдно, но автор делает это с особым вкусом. Хотя все было ясно с самого начала. Мясник начинает твердить, обращаясь к Аристократу: “Да, шеф!” Последний издевательски произносит: “Невозможно затаить самопожертвование. И мы счастливы, что общество может пойти навстречу этому желанию… путем поглощения”. И что остается делать Интеллигенту, нареченному «последним героем»?
Полвека тому назад это было свежо. Сегодня, увы, прозаично. Но… Когда в финале за спинами сытых Мясника с Аристократом появляется новая фигура и заявляет: “Я голоден!” – чувствуешь полное удовлетворение. От того, что кого-то из них тоже сожрут. Страшно самих себя, господа.