Автор: Владимир Фризько (индустриалка)
Звездный час запорожского театра пришелся на время, когда свои спектакли ставил (и играл в них) непревзойденный Владимир Магар. Но рядом с ним была еще одна незаурядная личность, без санкции которой в театре Магара (еще не имени, а именно Магара) не то что спектакль поставить — крючок к пресловутой вешалке прибить, наверное, не разрешалось.
И кто знает, воплотил бы Магар свои идеи так, что они стали сокровищем сценического искусства, если бы не эта личность рядом.
Речь о бывшем директоре театра Александре Иосифовиче Бураковском (настоящее имя-отчество — Абрам Нохимович). Эту должность он занимал с 1952 по 1968 год.
Знаменитая грандиозность спектаклей Магара, идущих до полпервого ночи (а то и дольше), требовала соответствующих сумм и возможностей. Во многом это была забота и головная боль директора театра Бураковского. А «Богдан Хмельницкий» — пожалуй, вершина той эпичности (программка, выпущенная в Ярославле к гастролям театра имени Щорса)
В «Богдане Хмельницком» играли и директор театра Александр Бураковский, и главный режиссер Владимир Магар на пару с будущим народным артистом УССР Николаем Гринько
Рассказать об Александре Бураковском, каким он был в домашней обстановке, нас побудила запорожанка Екатерина Бибик. После того, как мы опубликовали многие подробности из яркой личной жизни режиссера Владимира Магара (эта публикация здесь), она поведала нам о своих отношениях с семьей Александра Бураковского. А отношения эти начались с курьеза.
Предоставляем слово Екатерине Ильиничне.
— Семью Бураковских я знала хорошо, мы тесно общались. Хотя знакомство завязалось после очень смешной истории.
В Запорожье я приехала 1 марта 1960 года из такой глухомани, что поезд видела только в кино, а свет там провели аж в 1968-м. Это село Константинов на Сумщине, в 4-х километрах от родной Виктору Ющенко Хоружевки.
Было мне тогда 19 лет.
И вот я иду по запорожскому проспекту Ленина. Возле театра навстречу движется дамочка в темных очках и несет кружечку в протянутой руке.
А я насчет темных очков была не в теме. У нас в селе в таких ходили слепые нищие. Ходили с кружечкой и просили милостыню. Сочувствующие бросали туда мелочь. Вот я и приняла ту дамочку с кружкой за слепую нищенку (хотя и удивилась, что она — слепая — идет уверенно). Недолго думая, я достала кошелек, взяла 15 копеек и бросила ей в кружечку.
И тут она как завопит: «Что ты бросила мне в сметану?!»
Оказалось, дамочка в гастрономе купила сметану на развес и несла домой.
Так я познакомилась с Бертой Харитоновной — свояченицей (сестрой жены) директора театра имени Щорса.
Кто бы мог подумать, что после такого знакомства я буду вхожа в дом Александра Бураковского. Я тогда работала продавцом в овощном павильоне напротив театра. Отоваривала семью директора, выбирала им лучшее. В ответ слышала: ««Приходи, Катя, на обед». И в перерыв или иногда вечером посещала их.
Александр Иосифович жил с женой Кларой Харитоновной и ее сестрой Бертой Харитоновной в 3-комнатной квартире. Все комнаты раздельные. Одна комната — «зала» — была очень большая, где-то метров сорок. Три больших окна выходили на театр.
В центре этой комнаты стояла обычная этажерка с книгами (книжных шкафов тогда еще не было). Меня смутило объявление на этажерке, написанное художником: «Не шарь по книгам жадным взглядом — книги на дом не даются». Я, забитая сельская девушка, была удивлена: образованные люди, а повесили такое объявление. Бывая у них, я боялась даже посмотреть на ту этажерку.
В этой большой комнате часто собирались Владимир Магар, Светлана Рунцова, Анастасия Морозова, ее муж Владимир Жировов (он был на 22 года младше жены) и другие. Репетировали, устраивали посиделки, играли в лото. Чаи гоняли, а вот водку я ни разу не видела. Все было по-культурному.
Наблюдала за гостями я с Бертой Харитоновной. Всех их я хорошо знала, так как меня сюда часто приглашали на обед, угощали.
Я у Бураковских, например, уборку сделаю, так они мне давали, допустим, 100 рублей (моя зарплата ученицы продавца старыми деньгами была 300 рублей). Но я никогда у них деньги не брала.
Бывало, с Бураковскими играла в лото, на какую-то там мелочь. И я всегда проигрывала. Хоть и мелочь, но жалко было с ней расставаться, ведь зарплату получала очень скромную.
А однажды в 1960 году я выиграла целых 16 рублей (с 1 января 1961-го после реформы они превратились в 1 рубль 60 копеек). Мне потом было так неудобно, что я забрала эти несчастные 16 рублей — и больше никогда в жизни уже не играла ни в какое лото или что-то подобное.
В углу «залы» у Бураковских стояла большая ваза. Я, когда ее впервые увидела, по простоте своей наивно заметила: «Такая посуда большая, литров на сорок, стоит пустая, пыль собирает. Вот бы ее в селе в погреб с квашеной капустой поставить! А то в кадушке деревянной приходится квасить. Летом кадушка рассыхается, надо ее замачивать, чтобы набухла и не пропускала воду. А тут ничего не протекает, замачивать не надо».
Вот же рассмешила интеллигентных хозяев! Они и потом, когда я иной раз, убирая, доходила до этой вазы, непременно смеялись: «Ну, что, вытирай свою кадушку».
Зато 22 раза посмотрела спектакль «У неділю рано зілля копала». «Иркутскую историю» — 10 раз. Регулярно тогда вместо киносеансов в «Комсомольце» я посещала театр, где мне бесплатно давали билеты в ложу. Водила в театр всех родственников, приезжавших ко мне из села на Сумщине.
Сцена из спектакля «У неділю рано зілля копала», поставленном Владимиром Магаром в 1955 году
Жена директора Клара Харитоновна на то время уже сошла со сцены. Очень больно переживала, что во время войны погиб их сын Юра.
Абрам Нохимович Бураковский — заслуженный работник культуры УССР.
Родился в 1901 году в Екатеринославе в семье служащего. С 1918 по 1921 год служил в Красной Армии. В 1922 году окончил театральную студию. Работал актером в театрах Павлограда, Мелитополя, занимал руководящие должности в театральных и культурных организациях Самары, Ульяновска, Харькова и других городов.
В 1941-1952 гг. возглавлял Львовский театр имени Заньковецкой, в 1952-1968 гг. — Запорожский театр имени Щорса.
С 1970 года работал директором вновь созданного Запорожского областного театра кукол.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями.
Умер Абрам Нохимович Бураковский в 1974 году