Автор: Владимир Фризько (индустриалка)
11 августа 1965 года мир театра потерял яркую личность. Но и вне сцены мэтр был человеком удивительным. Об этом — в свидетельствах запорожцев, которые застали Владимира Магара еще на этом свете.
легендарный режиссер ретро
Могила Владимира Магара на Первомайском кладбище
56 лет — срок немалый, и найти очевидцев сегодня непросто. Но мы попытались по крупицам собрать воспоминания запорожцев, в разной степени соприкасавшихся с Магаром и его окружением. Не все они имели отношение к театру, но все они точно видели Магара и знают, о чем говорят.
Эти крупицы, надеюсь, дополнят нескучную историю жизни корифея, в том числе историю личной жизни. А еще историю запорожского театра, который носил имя Щорса, но, по сути, был театром Магара.
Полагаю, вы не упрекнете меня в излишнем интересе к приватным тонкостям, тем более, что ничего компрометирующего в этих тонкостях нету — Магар и его круг жили сочной жизнью неординарных творческих людей.
А наше дело — зафиксировать ускользающие детали.
Вот они.
***
Жил Магар в доме по улице Дзержинского (теперь Александровская), 67. Этот дом после войны построили специально для щорсовцев. Сооружали его пленные немцы. А пока строили, артисты и другие сотрудники театра жили в гостинице у вокзала Запорожье-І.
***
легендарный режиссер ретро
Так теперь выглядит дом, в котором жил и умер Владимир Магар. Характерно и недостойно своей истории выглядит. В сутолоке вывесок уже нет места мемориальной доске корифея украинского театра. Нет места и нет дела никому до этого невежества. А доска была, но о ней не знают уже и работники фирм, наводнивших первый этаж. На наши расспросы они лишь недоуменно пожимали плечами. А ведь в этом доме, кроме Магара, жили и другие признанные люди искусства
***
При доме имелась кочегарка, топили углем. Батареи были чугунные, старинные. Такие, что даже когда заканчивали топить, они еще долго хранили тепло.
***
Запомнился случай при Сталине. Актер рассказал политический анекдот в театре. После чего приехала машина ночью. Был актер – и нету актера. Больше его никто не видел. Осталась жена с двумя детьми.
***
У Магара была квартира на третьем этаже во втором и третьем подъездах. В двух подъездах, потому что состояла из двух квартир. Но это была именно одна квартира, а не соединенные — кухня, например, одна, а не две. Большая столовая, где стояла горка с хрусталем. Большая детская – около 17 метров. Видимо, при строительстве дома квартиру делали специально под Магара.
***
легендарный режиссер ретро
Один из двух подъездов, через который был вход в квартиру Магара
***
Жил Магар с женой актрисой театра Светланой Рунцовой и двумя детьми — дочкой Таней и сыном Володей. На день рождения Тани или Володи приходили соседские дети, их угощали тортиком, чаем, а те дарили именинникам книжки и носочки.
***
легендарный режиссер ретро
Владимир Магар с сыном Володей
***
В квартиру Магара было два входа — со второго и с третього подъездов. Со второго подъезда коридор вел в большой кабинет. Цвет кабинета – вишневый. Стоял большой письменный стол, полированный. Еще книжный шкаф с литературой. И везде портреты Рунцовой. Все стены – в ее портретах. Из кабинета – вход в спальню.
***
Рунцова внушала симпатию окружающим – стройная фигурка, артистка следила за собой, красиво и со вкусом одевалась. Юным модницам нравилось, как она одевалась. Она и Вольская.
***
Однажды Вольская (жила возле театра) приехала к актерскому дому на Дзержинского очень эффектно — на черной машине, в элегантном платье.
***
А у Магара была своя машина, светло-серая. И большой гараж во дворе. Так Магар, представьте себе, держал свинок в этом гараже!
Правда, недолго. В гараже была еще и наливка, до которой добрались хрюшки, угостились и отдали концы. На этом животноводство Магара закончилось.
А, может, история связана с тем, что театр ездил по селам, давал спектакли, колхозники расплатились свинками, и пришлось Магару завести «подсобное хозяйство».
***
легендарный режиссер ретро
Бюст Магара, установленный в театре. Скульпторы Федор Зайцев и Борис Чак. 2000 год
***
Очень любил Магар голубей. У каждой семьи актерского дома был сарай, а Владимиру Герасимовичу, как обладателю «двойной» квартиры, полагалось два сарая. Так он сверху соорудил две голубятни, и соседи могли наблюдать, как главный режиссер запускает белых голубей.
***
А еще Магар любил рыбалку. Одна из них закончилась для театра трагически (но был ли там Магар, неизвестно). Рыбачили в карьере, когда поступил сигнал, что рядом произведут взрыв. Главный художник театра Юрий Бомко, страстный рыбак, пренебрег предупреждением, решил что-то там в удочках подправить, попал под летевшие глыбы и погиб.
В театре он работал еще с довоенного времени.
***
Все артистки вязали – очень много и хорошо. Вязали и костюмы, и платья.
Шерсть самим приходилось отбеливать, потом самим красить.
Актрисы хотели хорошо выглядеть, а зарплаты были мизерные. Вот они и вязали, а потом продавали. Было два варианта: вязали на заказ или вязали и продавали на базаре.
Жена погибшего на рыбалке художника Бомко — Евгения тоже вязала. Она была балериной, потом в массовке участвовала. А зарплата балерины — 45 рублей, позже до 50 подняли. Вот она вязала и продавала.
Не вязали только две артистки — Морозова и Вольская.
***
Балерины потом в массовку переходили. А Магар в том числе и за счет массовки придавал своим спектаклям поразительную грандиозность!
Представления разыгрывал, что называется, богатые. Спектакли шли до полпервого ночи, а то и до без четверти час. Три или даже антракта. А «Богдан Хмельницкий» просто потрясал эпичностью!
***
В театре работал целый пошивочный цех – костюмы и все остальное шили здесь. А как впечатляюще был расписан на сцене задник! Главному художнику театра Владимиру Геращенко Магар сказал: «Сделай так, чтобы открылся занавес — и зрители уже аплодировали!».
А если на сцене была хата – так это же реальная хата. Герой заходил в настоящую хату.
Сцена была оснащена поворотным кругом – декорации заранее готовились и быстро менялись. Все это производило впечатление на зрителя.
А когда Магара не стало, некоторые запорожцы утратили интерес к театру – мол, не на что теперь смотреть: стол, стул и актеры. И на «пустую сцену» перестали ходить.
Вот уж поистине ушла эпоха.
***
Магара ретро
Этот портрет Владимира Магара выполнил Владимир Геращенко, работавший главным художником театра в 1953-66 годах
***
Была в квартире Магара няня. Жила, как член семьи (может, и приходилась кому-то из супругов родственницей). Звали ее все Николаевной. Очень вкусно Николаевна готовила, часто пекла пироги. Смотрела за детьми Таней и Володей, когда надо — ругала их.
Если Магар приглашал гостей, Николаевна запекала, например, гусей. Кулинарка была отменная.
***
Магар с Рунцовой из поездок, гастролей всегда Николаевне что-то привозили. Бывало, показывала она во дворе халат или тапочки: «Вот, Света привезла». Аккуратная такая была.
***
Рунцова родом из Ленинграда. После войны приехала в Запорожье с Жирововым. Он влюбился в Морозову, старше него.
***
Скажем так: женщины Магару, конечно, нравились. Не только актрисы, но, поговаривали, и в буфете мог обратить внимание на интересную даму. Он ведь и сам был интересный мужчина. Хотя имел молодую жену (Рунцова на 24 года младше Магара), которая была не первой. О первой жене шушукались, что она актриса в Киеве.
***
Магара ретро
Светлана Рунцова
***
У Рунцовой был роман с Жирововым, но закончился (Жировов – муж Морозовой).
В театре проходило собрание, на котором между Рунцовой и Жирововым возник острый конфликт, они там жутко поругались.
Магар красиво защитил жену и стал давать ей роли с Ефимовым. А она его терпеть не могла, тот выпивал.
А потом постепенно появилась симпатия и завязался роман.
Прямо драматургия натуральная.
***
Магара ретро
Владимир Ефимов в фильме «Максим Перепелица» — в роли ухаживающего за Марусей Ивана Твердохлеба
***
Говорили, что Рунцова из-за Ефимова собиралась оставить Магара, возникали ссоры. Вероятно, ситуацию обостряли свойства характеров: оба — творческие личности, оба – состоявшиеся люди и признанные артисты.
Хотя артистку из Рунцовой сделал именно Магар – она ведь изначально балерина, русскоязычная.
***
Развязка была роковой.
В тот фатальный день 11 августа 1965 года во дворе дома артистов услышали страшный крик.
Оказалось: умер Магар.
Кто кричал… Может, Таня. Может, Володя.
Потом уже кое-кто судачил, что Магар по телефону говорил с Рунцовой. Якобы, прямо во время разговора и случился приступ, сердце не выдержало.
***
Рунцова уехала с Ефимовым в Днепропетровск, а потом в Севастополь. Играли в тамошних театрах. Она его перевоспитала – Ефимов не прочь был выпить, в карты поиграть. Но все это, благодаря Рунцовой, забыл.
***
Магара ретро
Светлана Рунцова и Владимир Ефимов в спектакле «Наш городок» Севастопольского драматического театра. 1989 год
***
Дети остались с Николаевной. Татьяна вышла замуж, родила. Николаевна еще и Ванюшу помогала воспитывать. Муж Татьяны был артистом со Львова, хотел туда возвратиться. Разменяли квартиру и уехали во Львов.
А Володя поступил в Днепропетровское театральное училище и начал собственную творческую жизнь.
***
Поговорил я и с человеком, который о Магаре может рассказывать обстоятельно, — народным артистом Украины Иваном Смолием. Ему посчастливилось работать с прославленным режиссером.
Наша беседа с Иваном Ильичом проходила по-украински, но поскольку приведенные выше свидетельства уже были записаны по-русски, я решил не вносить дисгармонию и подаю разговор в переводе.
— Я у Магара хотел работать когда еще учился в вузе, — вспоминает Иван Смолий. — После учебы Владимир Герасимович меня и взял. Так с 1964 года и по сей день моя жизнь связана с одним-единственным театром.
И, кстати, Магар остался верным своему театру. Сам Брежнев приглашал его в Москву (будущий генсек, после войны работавший в Запорожье, был другом режиссера), но Владимир Герасимович отказался. Он построил свой театр — и какой! Театр гремел!
Магара ретро
Рецензия из газеты «Индустриальное Запорожье» на спектакль театра имени Щорса «Каса маре», где отмечается дебют молодого актера Ивана Смолия и яркая игра Светланы Рунцовой (октябрь 1964 года)
— А каким человеком был Магар вне сцены?
— Очень веселым, радостным человеком. Хорошим рыбаком. К нему на рыбалку просились художники, писатели.
В родное село приезжал, шел к речке и говорил: «Здравствуйте, жабы! Я приехал в гости».
Он обожал высоких, красивых, статных артистов. После войны брал летчиков и делал из них артистов.
— По небу они не тосковали?
— Нет, это же были демобилизованные после войны. А Магар превращал их в артистов. А мне сказал: «Иван, я сделаю из тебя героя — такого, что вся Украина будет восхищаться».
Магара ретро
Когда будете в Театре имени Магара, обратите внимание на барельефы в голубом зале. Они изображают не какие-то отвлеченные мотивы, а сцены из конкретных спектаклей
Магара ретро
Вот здесь запечатлен Владимир Магар в роли Галушки из незабвенной комедии «В степах України». Скульптор Михаил Худас
— Он же и сам артистом был?
— Замечательным. А, кстати, такая вот характерная история. Неудавшиеся артисты ушли из театра. А нам завтруппой Визир, бывало, говорит: «Играйте хорошо, комиссия из Киева приехала». Да нам то что — мы играем одинаково что для зрителей, что для комиссии.
А Магар ту комиссию на катер посадит, накормит-напоит и в Киев обратно отправит. Говорил: «Я их по непригодности уволил, а они теперь меня проверять приезжают».
Магара ретро
Магара ретро
Трудно узнать, но это Владимир Магар в двух из своих многочисленных театральных ролей
У него талант свыше был — Бог дал, а он воплотил талант, создал свой театр.
Да он даже комсомольскую свадьбу мне прямо в театре устроил. У Михаила Хороша была камера, он снял эту свадьбу. Есть пленка — Магар там живой, веселый…
— Уникально!
— А все произошло вот как. У меня были отношения с Лидой — актрисой нашего театра. Ее мать тоже в театре работала — контролером. Вот ее вызывает Магар и говорит:
— Давай поженим наших детей.
— Давайте.
Тогда Магар вызывает меня:
— Ты не против свадьбы с Лидой?
— Конечно, нет!
И, наконец, вызывает Лиду:
— В общем, решили сыграть свадьбу.
— А меня почему не спросили?
— Так а что тут спрашивать, — рассмеялся Магар, — я не против, мама не против, Иван тоже не против. Надо играть свадьбу.
А мне он пообещал: «Сделаю такую свадьбу, какой у Терешковой не было».
Ох, и сделал же! Хор был, расписывались мы прямо на сцене. Барский ставил нашу свадьбу (Борис Барский известен постановками официальных концертов, массовых мероприятий, в частности, на «Радуге»).
Поехали в село, привезли двух кабанов, две бочки спирта. Ой, да там было… (так вот откуда, возможно, проистекает история о хрюшках в гараже, налакавшихся спиртного :).
А сам Владимир Герасимович на свадьбе стал посажённым отцом (мой отец умер, когда мне было три года). У Лиды отец погиб на фронте — так ее посажённым отцом стал директор театра Александр Бураковский.
Магара ретро
Иван и Лидия Смолий, расписавшиеся прямо на сцене, по сей день вместе и по сей день в родном театре. А их дочь Оксана Туриянская — народная артистка Украины, актриса этого же театра. Вот до чего легкая рука оказалась у Владимира Магара, поженившего Ивана с Лидой много лет назад!
— У вас такие задорные воспоминания о Магаре! А ведь в это время, как я понимаю, личная жизнь у него не безоблачной была.
— Когда приехали с успешных гастролей из Москвы — а они прошли «на ура» — тогда раздали квартиры, звания. Получил квартиру и артист Владимир Ефимов. Был он молодой, красивый.
Рунцова ушла от Магара к Ефимову. У Владимира Герасимовича она вторая жена, с первой у него не было детей, а Рунцова родила дочку и сына.
Говорили, что когда она шла к Ефимову, Магар ехал на белой «Волге», обогнал ее, остановился, вышел из машины, встал на колени и умолял остаться. Не послушала.
Очень он переживал.
— Умер Владимир Магар довольно рано — в 65 лет. Как вы помните это горе — смерть главного режиссера?
— Тогда было так — летом мы выезжали на гастроли. Две труппы — одна работает по области, другая — например, в Воронеже.
Мы как раз ездили по области. Магар был в Запорожье. А потом нам надо было ехать в Волгоград. Владимир Герасимович мог полететь и самолетом, но сказал: «Поеду с вами».
Я ехал с ним в одном купе — кроме нас, еще Алеша (Алексей Мироненко — будущий легендарный администратор областной филармонии, а тогда артист Театра имени Щорса) и сын Магара Володя. А жарища была страшная! А в Волгограде — в той калмыцкой степи — вообще невыносимая!
В пути Магар чувствовал себя неважно. Я то и дело бегал в вагон начальника поезда, чтобы по радио передали, что по приезду на такую-то станцию надо сделать укол. Так ему по дороге сделали несколько уколов.
Приехали в Волгоград. А он очень любил открывать гастроли. Выходит, говорит артистично так: «Привет вам от запорожцев!», и — аплодисменты!
На второй, третий день играем спектакль «Зупиніться!». И вот Михаилу Хорошу, игравшему генерала Кирпоноса, прямо перед спектаклем приносят телеграмму: умерла жена. Он умчался в Запорожье на похорон, а его роль взялся играть Магар.
Был там эпизод, где смертельно раненого генерала в исполнении Магара, накрытого флагом, выносят на носилках.
А в свободное время, помню, взяли такси, ездили по Волгограду. Владимир Герасимович показывал город, рассказывал. Говорил он тогда:
— Дочь Таня уже учится в институте, мне бы еще Володю вывести в люди, а там уже и помирать можно.
Магара ретро
Владимир и Татьяна Магар на праздновании 75-летия театра имени их отца. 2004 год
А потом Магар с Володей вернулся в Запорожье. Здесь и произошло непоправимое.
Он умер, когда говорил по телефону. Вот так, прямо у окна с трубкой в руке и скончался.
Магара ретро
«Скоропостижно скончался…». Некролог Магару в запорожской прессе. Август 1965 года
Прощался с корифеем весь город, но без артистов родного театра. Они были на гастролях. А сорвать актеров с гастролей никак нельзя было.
Магара ретро
Памятник на могиле Владимира Магара. Памятник заказала, следила за ходом работы и одобрила Светлана Рунцова. Она сделала заявку в официальном порядке, но высказала пожелание, чтобы за дело взялся скульптор Михаил Худас. Он и стал автором памятника.
Сама же Светлана Рунцова умерла в 2003 году, Владимир Ефимов — в 1989. Похоронены они в Севастополе