Мария Зерчанинова
Berliner Theatertreffen, Берлин (3.05 – 19.05)
После Ибсена и Чехова австралийский режиссер Саймон Стоун обращается к болезненному универсуму Августа Стриндберга. Для спектакля «Hotel Strindberg», поставленного в Базельском театре, Стоун выбрал и переписал сцены из «Сонаты призраков», «Пути в Дамаск» и «Пеликана», редких, символистских пьес шведского драматурга, соединив их с фрагментами его автобиографии. На сцене трехэтажная современная гостиница в разрезе, действие перекидывается из комнаты в комнату, а порой разворачивается параллельно в разных местах. Молодые и старые, все герои вовлечены в вечную войну полов, несчастны, одиноки, полны ненависти и сарказма. Но в то же время Стоун обнаруживает комическую и гротескную сторону стриндберговской драмы. В финале, когда в отеле остается лишь один постоялец, возникает вопрос, не было ли все это его сном или фантазией.
Режиссер и сценограф Ульрих Раше, ученик Боба Уилсона, прославился своими спектаклями-ораториями. Ставя Эсхила, Шиллера или Бюхнера, он задействует хор, которые перемещается по огромным вращающимся плоскостям. В этот раз с актерами дрезденского Штатсшаушпиль Раше переносит на сцену роман Аготы Кристоф «Толстая тетрадь» («The Notebook», он известен нашим зрителям по постановке Бориса Павловича в кировском театре «На Спасской», Алексея Крикливого в «Глобусе» и кукольному спектаклю Александра Янушкевича, лауреату «Золотой маски»-2015). Роман написан в форме дневника двух 10-летних братьев, бесстрастно фиксирующих свои мытарства в маленькой венгерской деревне во время второй мировой войны.
Знаменитая берлинская группа She She Pop устраивает «коллективное размышление над хорошо охраняемой тайной». В их «Oratorium» («Оратории») зрителям отведена не меньшая роль, чем актерам, сцена вступает в диалог с залом, читающим свои реплики на видеопроекции, но есть и моменты стихийного общения. Тема – частная собственность и наследование, те столпы буржуазного общества, о которых не принято говорить публично. She She Pop на свой лад воплощают идею Брехта об учебной пьесе (Lehrstück), спектакле, открыто воздействующем на зрителя, помогающем ему осознать и усвоить некие истины. Представления «Оратории» не обходятся без щекотливых моментов, но поучительного, нового и смешного в них тоже предостаточно.
Kunstenfestivaldesarts, Брюссель (10.05 – 1.06)
Международный фестиваль зрелищных искусств проходит в бельгийской столице каждый год. Акцент в нем сделан на междисциплинарость и диалог с Иным, необычным в любых проявлениях: этническом или временнОм, а программа весьма оригинальна. На фестиваль приедут актеры, танцоры и перформеры из Южной Кореи, Чили, Таиланда, Конго, Бразилии, Ливана и т.д.
«Yo escribo. Vos dibujás.» («Я пишу. Вы рисуете.») аргентинского режиссера Федерико Леона основан на идее Юнга, согласно которой случайности не существует, а все разрозненные факты подчинены некой высшей системе. В спектакле-бродилке зрители хаотично перемещаются в пространстве, пока им в руки не попадает таинственный конверт. С этого момента они осознают свои действия как часть общего замысла.
Актриса и перформер Монира аль Кадири выросла в Кувейте, а училась в Японии. В спектакле «Phantom Beard» («Фантомная борода») она рассказывает о своей жизни в постоянном присутствии сорока мужчин-призраков, ее предков, избравших Мониру своей предводительницей. На земле они много страдали, а теперь хотят повеселиться. При помощи хитрых видеопроекций бородатые арабы материализуются на сцене, двигаясь, как танцоры буто. Рассказанная в стиле японских манга, эта история и смешна, и полна страшных подробностей о жизни на Ближнем Востоке.
Анна Тереза де Кеерсмакер и ее сестра Жоленте в компании 44-х студентов ее танцевальной школы соберут зрителей в парке замка Гаасбег неподалеку от Брюсселя и покажут спектакль «Somnia» («Сновидения») по трактату астронома Кеплера и шекспировскому «Сну в летнюю ночь». Сочетая текст, движение и музыку, в окружении леса и звездного неба, они расскажут о сумеречной, ночной стороне жизни природы и человека.
Восходящая звезда немецкого театра Эрсан Мондтаг, режиссер, сценограф и художник по костюмам, покажет свой новый спектакль «De Living» («Салон»). Мы видим молодую женщину за час до самоубийства. Могла ли она поступить иначе или такой конец неизбежен? Две танцорши хип-хопа, сестры-близнецы, предлагают зрителю рассмотреть разные варианты поведения и подвергнуть сомнению фатальность ее решения.
Wiener Festwochen, Вена (9.05 – 19.06)
«Mary said what she said» – так называется моноспектакль Изабель Юппер, поставленный Бобом Уилсоном в парижском «Театр де ла Виль». Американский драматург Дэрил Пинки написал монолог от лица Марии Стюарт специально для французской дивы. Что ж, после Медеи и Федры ей не привыкать к таким ролям. Юппер играет шотландскую королеву сильной и страстной, боровшейся со своими врагами до последней минуты. Это история о любви, убийствах и предательствах, но прежде всего – о непреодолимой жажде свободы.
Португальский режиссер и драматург Тьяго Родригес, художественный руководитель Национального театра королевы Марии II в Лиссабоне, известен московскому зрителю спектаклем «Наизусть», в 2017-м показанном на фестивале NET. В Вену он привезет свой спектакль «Sopro» («Дыхание») – о людях театра, всегда остающихся в тени. В первую очередь, это воспоминания и закулисные байки постоянной, многолетней суфлерши лиссабонской труппы Родригеса Кристины Видаль, соединенные с отрывками из Расина, Чехова и Софокла. Поймать незримый дух старого театра, воплощенный в этом уходящем ремесле, вообразить его возможное будущее – вот в чем видит свою задачу режиссер.
Мило Рау, в 2018 г. возглавивший бельгийскую компанию NTGent, покажет свой грандиозный проект «Orest in Mossul» («Орест в Мосуле»). В процессе сложных и долгих репетиций, споров и обсуждений актеры из Гента и из разрушенного иракского города, недавно освобожденного от боевиков «Исламского государства», пересочинили трагедию Эсхила. Она стала предлогом для историй людей, которые пережили подлинную трагедию. Только в контексте реального страдания, считает Мило Рау, актуализируется главный вопрос древнегреческой трилогии: может ли правосудие разорвать цепь убийств? Ему важно понять, работает ли базовый для нашей цивилизации институт на Востоке. На материале театра он совершает политический акт, исследуя возможность интеграции двух миров. Рау верит, что театр способен воздействовать на ситуацию.
В афише фестиваля два спектакля Ромео Кастеллуччи. Оба они идут в огромных нетеатральных пространствах и работают с образом города и издавна волнующей Кастеллуччи проблемой телесности. В «Le Metope del Partenone» («Метопа Парфенона») зритель становится свидетелем шести страшных катастроф в сегодняшнем городе. Он вынужден смотреть на обезображенные тела и слушать стоны. И хотя гримирующиеся при публике перформеры, а также проекции барельефов афинского храма, изображающие битвы и смерть, эстетизируют насилие, режиссер публику не щадит. Чувствительным лучше воздержаться.
В «La vita nuova» («Новая жизнь»), навеянной книгой Эрнста Блоха «Дух утопии», действие разворачивается в подземном паркинге, где пять чернокожих священников из некого таинственного братства приносят в жертву овечек – машины, затянутые в белые чехлы. Запах машины, говорит итальянский режиссер, – метафора нашей цивилизации, и, расправляясь с ней, пророки с парковки пробиваются к новой жизни.
Holland festival, Амстердам (29.05 – 23.06)
На Международный фестиваль зрелищных искусств в Амстердаме, существующий с 1947 года, соберутся многие хедлайнеры европейского театра: Тьяго Родригес, Анхелика Лидделл, Саймон МакБерни, Филипп Кен и другие.
В Амстердаме Тьяго Родригес покажет «Антония и Клеопатру», свой собственный текст, вольный пересказ трагедии Шекспира, повествования Плутарха и знаменитого кинофильма с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном. Родригес переписывает классику сегодняшним языком, сочиняя спектакль вместе со своими актерами. София Диаш и Витор Руриз, пара танцоров, играют, а точнее рассуждают об Антонии и Клеопатре (от многофигурной трагедии остается лишь пара протагонистов), но переворачивают роли. «Видеть мир глазами другого» – эта фраза Плутарха стала главной идеей спектакля о двух влюбленных, отнюдь не юных, циничных и много повидавших, но одержимых друг другом.
В основе «The Scarlet Letter» («Алая буква») испанского режиссера Анхелики Лидделл лежит знаменитый одноименный роман американского классика Натаниеля Готорна. Действие разворачивается в пуританской Новой Англии в XVII века, где главную героиню, забеременевшую от любовника, приговаривают пожизненно носить на одежде вышитую алыми нитками букву «А» — адюльтер. Лидделл использует сюжет Готорна для разговора о современных сексуальных нравах, о праве человека на грех и на страсть, об их красоте и угрозе нового пуританства. Если когда-то за любовь карала религия, то теперь ее подменяет набирающая силу идеология, пытающаяся регламентировать и подчинить сферу чувств. Но по убеждению неистовой каталонки Анхелики Лидделл, последовательницы Антонена Арто, любые табу губительны для искусства, сцена должна оставаться неподконтрольной этой и какой-либо иной идеологии. В ее рискованных, порой невыносимых, но завораживающих спектаклях никаких табу не существует.
Для своей первой работы с артистами одного из главных голландских коллективов, Международного Амстердамского театра, англичанин Саймон МакБерни, выбрал «Вишневый сад». Для него это первое обращение к Чехову. Слоган спектакля: «Капиталистические интересы и упущенные возможности». Премьеру сыграют в июне в дни фестиваля.
Художественного руководителя французского театра Нантер-Амандье Филиппа Кена Москва также знает по его спектаклям, показанным на фестивале NET. В детстве режиссер собирал насекомых и наблюдал за их жизнью в террариуме. На его спектаклях испытываешь чувство, будто персонажи – подопытные существа в искусственной среде, неторопливо обнаруживающие перед наблюдателем свои смешные, механические повадки. Его стихия – неброский абсурд. В Амстердаме Кен представит свою последнюю работу «Crash Park, La vie d’une île» («Crash Park, Жизнь на острове») о выживших после авиакатастрофы на необитаемом острове. Эта робинзонада без слов – пародия на популярный сюжет, от Гомера до Дефо через фильмы-катастрофы, и одновременно – новая версия старой темы.
Festival d’Avignon, Авиньон (4.07 – 23.07)
Нынешний интендант Авиньона, драматург и режиссер Оливье Пи продолжает гнуть свою линию – смещать акцент в сторону национального театра и давать дорогу молодым. А потому в афише фестиваля много новых французских имен, а также проектов (création): 33 из 43 спектаклей будут выпущены только к июлю, и о них сложно говорить заранее. Но и классических названий в программе немало: в частности, «Орестея» мэтра французской режиссуры Жана-Пьера Венсана, поставленная со студентами театральной школы из Страсбурга и моноспектакль по расиновской «Федре» в виде комического урока восторженного чудака-учителя швейцарца Франсуа Гремо.
В афише также несколько детских спектаклей по современным версиям знаменитых сказок: «Blanche neige» («Белоснежка») известного режиссера Мишеля Раскина, придумавшего, что происходит с героями после слов «они жили долго и счастливо», фрейдистские фантазии в форме мюзикла на тему Кэрролла «Lewis versus Alice» («Льюис против Алисы») Маши Макееф, и визуально изысканный спектакль с экологическим месседжем парижанки Селин Шеффер «La République des abeilles» («Республика пчел») по книге Мориса Метерлинка «Жизнь пчел». Сам же Оливье Пи представит оперетту для детей по собственной пьесе «L’Amour-Vainqueur» («Любовь-победительница»), написанной александринским стихом по мотивам сказки братьев Гримм «Девица Малеен».
Если все же держаться известных и проверенных имен, то вот они. Акрам Хан привезет из Лондона свою новую постановку «Outwitting the devil» («Обманывая дьявола»). Знаменитый английский хореограф бангладешского происхождения, соединяющий европейские техники с классическим индийским танцем катхак, исследует существование древних мифов в сегодняшнем контексте, передачу знания и память. Его спектакль вдохновлен недавно найденным фрагментом месопотамского эпоса о Гильгамеше. Семь танцоров разного возраста из разных уголков света встречаются среди разбитых глиняных табличек и рассказывают свои истории, пытаясь воскресить и соединить фрагменты древнего знания. Танец будет сочетаться с живой музыкой и видеопроекцией.
Поклонники хореографа-интеллектуала Уэйна МакГрегора, не увидевшие его «Автобиографию» в Санкт-Петербурге осенью 2017-го, смогут наверстать это упущение. Британец, активно интересующийся научными открытиями и новыми технологиями, изучает собственную жизнь на основании расшифровки своего генома. Спектакль состоит из 23 эпизодов (по числу парных хромосом у человека). Каждый раз в непредсказуемом заранее порядке, под электронную музыку перед зрителем разворачивается цепочка воспоминаний автора, записанных в его генетическом коде.
«Granma. Les trombones de la Havanne» («Granma. Тромбоны Гаванны») – так называется последний спектакль вездесущих Rimini Protokoll, посвященный истории послереволюционной Кубы и отношению сегодняшних 30-летних к свершениям своих дедушек и бабушек. Granma, что значит «бабушка», – та яхта, на которой в 1956 году Фидель Кастро и Ко приплыли на Кубу делать революцию. Четверо героев разных профессий с очень разным отношением к прошлому рассказывают историю своих семей, в то время как на экранах возникают фото- и видеопроекции из их личных архивов, мелькают кадры из популярных тогда и сегодня фильмов. Молодые кубинцы на сцене вступают в диалог с родственниками с экранов, комментируют их высказывания и играют на тромбонах. Как и в недавно показанном в Москве «100% Воронеже», обилие документальных сведений разбавлено музыкой, здесь – кубинскими танцевальными ритмами. Обещаны и прямые обращения к публике: ее просят осмыслить, сопоставить, оспорить. Возможно, именно российский зритель, имеющий сходный исторический опыт, сможет лучше всего понять кубинцев и справиться с этой задачей.
Ну и, конечно, сверхожидаемое событие Авиньона – «Outside» Кирилла Серебренникова, спектакль о жизни культового китайского фотографа и поэта Рена Ханга, всю свою недолгую жизнь, прерванную в 2017 г. самоубийством, боровшегося с цензурой, но так и не уехавшего из своей страны.
Festival d’Aix-en-Provence, Экс-ан-Прованс (3.07 – 22.07)
В этом году один из главных оперных фестивалей мира ждет обновление. С 2019 года его художественным руководителем становится Пьер Оди, оперный режиссер, много лет возглавлявший амстердамскую Национальную Оперу и театральный фестиваль Holland festival. Новый директор составил программу из произведений, никогда прежде не звучавших в Эксе, и пригласил режиссеров, ранее там не работавших, но при этом остался верен основным принципам фестиваля: соблюдать баланс между хитами и вещами менее известными, между классической и современной оперой, а кроме того, каждый год обязательно ставить одно произведение Моцарта.
Эту задачу поручили Ромео Кастеллуччи, выбравшему «Реквием». Дирижировать театрализованной версией последнего шедевра Моцарта будет восходящая звезда Рафаэль Пишон, истый моцартианец. «Реквием», смонтированный с малоизвестной вокальной литургической музыкой австрийского композитора, кажется идеальным материалом для Кастеллуччи с его интересом к человеческой физиологии и ее эстетизации. В Эксе он обещает стать не только плачем по умершим, ужасом перед массовыми истреблениями, но и прославлением сил жизни.
Следующий масштабный проект – приглашение знаменитого голландца Иво ван Хове, ставящего оперу Курта Вайля на либретто Бертольда Брехта «Возвышение и падение города Махагони» (1930). В отличие от «Трехгрошовой оперы», пьесы со вставными зонгами, «Махагони» – самая настоящая опера с партиями, рассчитанными на исполнение профессиональными певцами. Ее музыка пропитана стихиями джаза и кабаре, а «Alabama song» – один из главных хитов XX в. Утопический город Махагони, где правят еда, алкоголь и секс, построенный в пустыне и в одночасье уничтоженный пожаром, – аллегория на капиталистическое общество. Какой изобразят ее Иво ван Хове и оркестр «Филармония» под руководством Эсы-Пекки Салонена, точно неизвестно, но в спектакле будет щедро использовано видео.
Еще одно открытие фестиваля – камерная опера современного немецкого композитора Вольфганга Рима «Якоб Ленц» (1979), созданная на основе новеллы Георга Бюхнера «Ленц». Это реальная история борьбы молодого немецкого драматурга и поэта-предромантика, друга Гете, с завладевающей им душевной болезнью. Бюхнер воссоздал ее по дневникам сельского священника, до последнего пытавшегося спасти Ленца. Вольфганг Рим, в молодости испытавший влияние экспрессионизма и «новой простоты», пишет одноактную оперу для одиннадцати музыкантов и семи исполнителей. Спектакль в постановке Андреа Брет, широко известной в немецкоязычном мире, удостоился высшей театральной премии Германии «Фауст». В заглавной партии великолепный австрийский баритон Георг Нигль.