Leonid_Luchkin
«Легенда о времени» Фредерико Гарсиа Лорки окончена в августе 1931 года, всего за 5 лет до того, как поэт бесследно исчез (версия о убийстве Лорки, как вы знаете, после вскрытия могилы в 2008 году, не подтвердилась).
В основе сюжета сюрреалистичная мечта поэта разыграть на сцене свою жизнь, когда герой - молодой человек, оказавшись в лабиринте реальности, путается между неисполнимыми желаниями и тоской по любви, несущей смерть. Целых пять лет молодой человек ждал, чтобы отвести невесту к алтарю. Лелея приятные воспоминания, герой испытывает терпение, убийственное для влюбленности, пока невеста не отправляется с отцом в путешествие, а герой следует за ней, оказавшись в стране Мечты, где играют в серьезные игры и откуда еще никто не возвращался.
Постановщик, сценограф, художник по костюмам, видеорежиссер, программист, актер, хореограф и продюсер спектакля Джо Фабиан сформулировал свой замысел так: «С испанской страстью Лорка рассказывает о свадьбе и похоронах, и в этой двойственности для меня и течет кровь пьесы».
Час 35 под музыку перед нами проходят картины летаргических танцев, оживших цитат из живописи - от Брейгеля до сюрреалистов. Сцена преисполнена символов. Удивительно подробны детали. Торшер задрапирован черной вуалью. Рождественские елки пахнут хвоей. Каменные облака свисают над зеркальным полом. Из белого рояля идет дым. Слышен треск граммофонной записи. Мерцают гирлянды новогодней мишуры и иллюминации. Молодой человек держит в руках букет увядших роз.
В течении всего спектакля в центр поблекшей за пять лет школьной доски проецируются числа по убывающей - от 1743 до нуля, зримое свидетельство быстротечности времени, которое неминуемо движется, а вместе с ним к финалу уйдет не только надежда на брак между влюбленными, но и их молодость. Постаревший за час 35 герой и его издающая пронзительный вой лысая невеста - единственный эмоциональный выстрел спектакля. Все остальное в соответствии с ритуалом похорон строго и сдержанно.
Оттого столь грациозны и торжественны все персонажи - в непроницаемых очках они лишь изредка произносят текст, погружая замедленными переменами картинных поз в состояние транса зрителя. Смешной Старик Эльмара Ролоффа с седыми паклями вместо волос переживает беспокойство о своей забытой шляпе, которую держит в руке. Нелепый отец невесты Майкла Стиллера тихо и едко комментирует происходящее. Робкая стенографистка Натали Чиде все пытается записывать, напевая популярную песню Агнес Обель "Риверсайд". Главный герой Флориана Румеля, пронзенный стрелами в руки и ноги, как в живописной традиции изображения Святого Себастьяна. Тщетно пытающаяся взлететь, подпрыгивающая горничная из дома отца невесты Габриэль Хинтермейер. Маленькая кукла Кэролайн Юнгханц в свадебном платье, в течении целого часа без движения лежащая в кресле с пушистым котенком в руках, пока ее не пересаживают на крутящийся стул фортепиано и она начинает медленно и тихо говорить. Как и положено столь ответственному моменту, загремит гром и каменные облака сорвутся с неба и разобьются о сцену на части.
И вам непременно покажется, что режиссер Джо Фабиан устроил эскиз к инсценировке книги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», где в финале рассказчик вновь встречает всех главных героев на страшном бале-маскараде. Лишь к концу спектакль набирает темп, извлекая еще порцию знаменитых образов сюрреалистов: белые воздушные шары, убитого оленя, огромные часы без стрелок, дуэль движущихся в рапиде героев, в чьих руках винтовка и пистолет величественно взлетят в воздух, но вместо выстрелов - резкие телефонные звонки, ставящие многоточие.
Публика, ожидающая от спектакля ярких эмоций, может быть разочарована, т.к. в этом живописном полотне самыми выразительными оказываются механические эффекты. Режиссер использует поэтический, метафоричный конструкт хронотопа Лорки как повод для триумфа визуальности. На фоне устойчивой популярности готической культуры и экспериментов Тима Бертона, можно поздравить театр с удачей, выразив уверенность, что спектакль своего зрителя найдет.
«Треш и медийные заголовки, мертвенные лица и мужской балет, чувственный Лорка и поп-музыка, хиты Пакельбеля Кэнона и Рамштайн, и ожившие картины сюрреализма». Мартин Мецгер в рецензии «Canstatter Zeitung» от 31.03.2014
«КОГДА ПРОЙДЕТ 5 ЛЕТ»
Государственный Камерный театр Штутгарта
Автор - Федерика Гарсиа Лорка
Постановка, сценография, музыка - Джо Фабиан
Драматургия - Лена Фричле, Ян Кавенховен
Актеры и действующие лица:
Флориан Румель - Молодой человек
Эльмар Ролофф - Старик
Натали Чиде - Стенографистка
Арлен Кониец - Друг
Марианна Элен Джордан - Невеста
Майкл Стиллер - Отец невесты
Борис Бургсталлер - Хуан, слуга молодого человека
Габриэле Хинтермейер - Горничная в доме отца невесты
Кэролайн Юнгханц - Кукла в свадебном платье
Лариса Фельбер / Вианна Ландсберг / Катинка Лерх - Ребенок
Премьера - 29 марта 2014
Продолжительность - час 35 минут без антракта