Leonid Luchkin
С давних времен считается, что для возникновения театра достаточно в публичном месте расстелить коврик, на котором артист раскроет свои таланты. Но за три тысячелетия существования театра столько воды утекло, что все более тяготеющий к комфорту зритель перестает замечать, как радикально изменяются отношения сцены и зрительного зала, а вместе с ними преображается и устройство самого театра.
С чего все начиналось?
Если мы отведаем молодого вина, возьмемся за руки, сомкнем человеческую цепь в круге и дружно начнем двигаться в одну из сторон, приговаривая какую-нибудь всем известную считалочку, мы восстановим древний, традиционный обряд хоровода, с которого и началась многовековая история театра. Выросшее из массовой религиозной церемонии публичное действо Древней Греции и привело к рождению такого чудесного явления, как европейский театр.
Ради чего затевалась вечеринка?
Причиной коллективного хождения по кругу стал праздник в честь древнегреческого божества Диониса и проведение массовых игрищ с обязательной явкой всех жителей полиса, кроме рабов.
Почему Дионис?
Во-первых, в его власти находились главные составляющие греческого товарооборота – плодородный урожай и виноделие. Во-вторых, любая дегустация вина легко превращалась в вечеринку, а проявление даже темной божественной стороны - в развлечение. В-третьих, каждый год бог умирал и возрождался, обещая обязательный happy end в виде аграрного изобилия и традиционного воскрешения. И, в-четвертых, Дионис так часто сменял лики, что своим участием превращал любую историю в театр.
Как часто проводились праздники?
Четыре раза в год. Праздники назывались «Дионисии» и проходили ранней весной «Великие» (1), в ноябре-декабре – «Сельские» (2), в конце декабря - начале января «Малые» (3), а в январе-феврале «Ленеи» (4). Это было счастливое время для каждого горожанина, так как всякая деловая жизнь замирала и наступал период особых свобод: прекращения работы судов, запрет на аресты, освобождения должников от уплаты налогов и поголовной амнистии, позволяющей даже заключенным посещать грандиозный городской праздник.
«Огласите весь список, пожалуйста!»
В эти дни родственники и соседи собирались вместе, приносили на алтарь козла в жертву и с корзинами, полными яств, подарков и плодов урожая, топали к месту общегородской сходки, где и устраивались массовые соревнования. Многодневный ритуал, кроме жертвоприношения и шествия, включал состязания в борьбе и беге, хороводные игрища и песенные батлы. Каждый район Афин спешил выставить на театрализованное «состязание дифирамбов» свой хор и активно рвался к победе.
От хоровода к театру
Ради проведения такого массового праздника в VI век до н.э. и родился тип особого строения для представления зрелищ - амфитеатр. Его особенность выразилась в возвышающихся по кругу над театральной ареной зрительских рядах, позволяющих из любой точки зала хорошо видеть происходящее.
Сначала для проведения мероприятия в Афинах было избрано особое место ландшафта в виде возвышения на холме, где и возводился амфитеатр, по образцу которого впоследствии строили стационарное, отдельно стоящее, открытое сооружение большого размера для массовых зрелищ.
Сколько людей вмещал театр?
Фиксированное число по количеству жителей города: от 10 до 17 тысяч человек.
Что такое «орхестра»?
Это вовсе не место, где прячутся музыканты, а самая главная площадка - круглая арена, над которой и возвышались зрительские места. Первая орхестра была устроена специально для состязания дифирамбов - хвалебных песен в честь Диониса, статую которого торжественно переносили по случаю праздника из храма в центр орхестры, для того чтобы божество не пропустили ни одного представления в свою честь.
Как назывались места для публики?
«Театрон» в переводе с греческого означало «места для зрелищ».
Как разделялись места по удобству?
Зрительская часть делилась не только вертикальными проходами в виде лучей на сектора, но и на две зоны. В отличие от верхних рядов, нижняя зона предназначалась для знати и почетных гостей и имела кое-какие удобства - спинки у сидений, укрытия от солнца в виде балдахинов. Сидения строились из досок или камня, на которых трудно просидеть несколько часов представления, поэтому с собой приносили подушки, или садились на свернутые плащи и шляпы, которые могли понадобиться в случае изменения погоды. Еще всем разрешалось проносить еду и питье «с собой».
Что называли «скеной»?
Так называлась палатка, устанавливливаемая сбоку от орхестры, в которой хранился реквизит и переодевались участники действа. Постепенно к палатке стали крепить элементы оформления спектакля, обозначающие место действия. Но довольно скоро «скена» превратилась в отдельное двух-/трехэтажное деревянное или каменное строение, стеной огораживающее место действия. В V веке до н.э., ради улучшения акустических свойств площадки, слева и справа от «скены» строили башни - параскены, на которые крепились расписанные на досках или полотнах задники.
Кто руководил действом?
Хором управлял корифей. А самим мероприятием – глава полиса, именуемый «архонтом». Он отвечал за ход всей церемонии и получал отдельную плату за это из городской казны. В его задачу входил отбор исполнителей, поэтов и судей состязаний.
Как избирались исполнители?
Для представления необходимо было набрать две группы хора по 12-15 молодых людей с 18 до 30 лет, куда попадали отличившиеся особыми заслугами перед городом любители. Затем архонт их делил на две группы просто, кинув жребий.
Кто был лучшим исполнителем ролей?
В состязании участвовали только мужчины. Лучшими среди них считались авторы исполняемых текстов, первые древнегреческие драматурги. Самые известные из них - три трагика Эсхил, Софокл, Еврипид, и два комедиографа - Аристофан и Менандр.
Какие разыгрывались жанры?
Трагедия, сатировская драма и комедия.
Как родилась трагедия?
Из дифирамба, восхваляющего страдания, смерть и воскрешение Диониса. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», что дословно переводится как «песнь козлов». Ради чего участники наряжались козлами с бородатыми и рогатыми масками.
Что такое «сатировская драма»?
Драма - в переводе с греческого и означает «действо». Это не мрачное описание жизни богов, а сцены из повседневной жизни с участием любящих строить козни сатиров, но без злобных насмешек, свойственных комедии.
Как родилась комедия?
Слово «комедия» составлено из двух частей: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». , т.е «песнь комоса» (шествия). В центре - снова сатиры, участвующие в бытовых, потешных сценках, фаллических песнях, канатных трюках, мимических и акробатических номерах. Юмор был злободневным и часто непристойным, что разрешалось, т.к. сам Дионис освобождал всех от ограничений. Особо бурную реакцию вызывали сюжеты о воровстве чужих запасов пищи и вина, хвастовстве неумелого воина, визите лекаря-иностранца к больному, бедах иждивенцев и разоблачении хитрых рабов.
Что такое «фаллические» песнопения?
В праздниках Диониса проводили ритуалы обоготворения органов оплодотворения - мужского фаллоса и женского ктеиса. Суть - в символическом жертвоприношении изображений гениталий с последующими акциями самоистязания и распутных оргий.
Гимнам детородным органов, обретающим в ритуалах право существовать отдельно от человека, приписывалась чудотворная сила снимать заклятия и отгонять плохое влияние. Оживший фаллос, водруженный над смеющейся и сквернословящей толпой, становился мощным сакральным оружием жизнеутверждения. Долгое время считалось, что комедия - дочь песен и танцев во славу фаллоса, но это не совсем корректное высказывание, т.к. из фаллических песен родился размер сатирического ямба, обогатившего прежде всего поэзию.
Каков сюжет?
Поначалу все произведения воспевали миф о Дионисе, его сложные божьи заботы, странствия, страдания, смерть и воскрешение. Но постепенно стали добавляться сказания о других богах и героях, ради чего использовалось специальное обозначение «ouden proV ton Dionuson», т.е. не имеющее отношения к дионисийскому циклу. Из сохранившихся сегодня драматических текстов только в двух пьесах присутствует в качестве героя Дионис: трагедия Еврипида «Вакханки» и комедия Аристофана «Лягушки».
Что такое «триединство» греческой трагедии?
Единства места, действия и времени, подчеркивающие реальность происходящего. Все события сюжета шли прямо у публики на глазах. Новости о происходившем вне сценической площадки приносились специальными сакральными носильщиками – «вестниками». Время действия - от восхода до захода солнца, т.е. реальное время показа представления.
Как из хора выделился актер, исполняющий роль героя?
Опираясь на традиции эроса и лирики, древнегреческий театр уже ко второй половине VI века до н. э. использовал довольно развитую драматургию. Популярные в те времена авторы Феспис и Фриних сделали революционное нововведение: выделили из толпы хора особого исполнителя – актера, и назвали его «гипокрит» – «ответчик» перед главным действующим лицом представления - хором. Но постепенно хор с ответчиком поменялись статусами, и двигателями сюжета стали герои, оставив хору функцию комментатора – «гласа народного».
Сколько было действующих лиц?
Сначала хор, разделившись на две группы, состязался сам с собой. Потом стал спорить с героем. Далее Эсхил ввел второго актера, а Софокл – третьего. Вскоре и этого количества стало недостаточно, отчего троице приходилось исполнять несколько ролей в спектакле. Причем в комедиях действующих лиц было больше всего, т.к. вместе с людьми там действовали животные и даже сказочные существа.
Какие использовались наряды?
Учитывая масштабы зала на несколько тысяч человек, исполнитель готовил специальный яркий и пышный костюм в виде хитонов, плащей и хламид, в которых его можно было разглядеть с последнего ряда. Специально для укрупнения физических форм применялись толщинки и подкладки. На ноги надевались увеличивающие рост героя «котурны», представляющие собой башмаки с высоким голенищем на высокой платформе.
Чем трагические маски отличались от комических?
На голову надевались плоские маски, похожие на используемые в декорировании фасадов театров лики. С внутренней стороны для усиления звучания к маске иногда приделывалась специальная воронка, типа, рупора. Делались они из дерева или полотна, натянутого на деревянный каркас. Обмазывались гипсом, украшались яркой контрастной росписью. После всего прямо на маску крепились прически и бороды.
Комедия требовала большее количество смешных масок, утрирующих человеческие недостатки - рта до ушей или выпученных глаз.
Какие цвета использовались?
Маски белого цвета (начала) изображали женщин. Темные (цвета земли) - мужчин. Каждая маска запечатлела одну из эмоций – гнев, глупость, меланхолию, радость и пр. Платья были украшены цветами, пальмами, звездами, спиралями и даже фигурами людей и животных. Длинный пурпурный плащ означал принадлежность к царскому роду.
«Теперь со всей этой фигней попробуем взлететь»
В этом громоздком одеянии, сковывающем движения, исполнитель должен был громко декламировать, красиво петь, энергично перемещаться по сцене, а еще красиво танцевать.
Кто осуществлял аккомпанемент?
У статуи Диониса все представление стоял музыкант и аккомпанировал действию на флейте, реже кифаре. Иногда использовались барабаны и цимбалы.
Применялась ли специальная техника?
В этот же период стала возникать театральная машинерия. «Эккиклема» - выдвижная площадка на маленьких колесиках, позволяющая быстро вывезти из палатки и укатить обратно застывшую сцену с действующими лицами. Второй механизм назывался «эорема» и представлял собой лебедку с рычагом и креплениями, позволяющими актерам «воспарить» в воздухе. Занавес появился впервые позже, в римской копии амфитеатра, который не расходился в стороны, а исчезал в узкой щели в полу орхестры. Тогда же случился первый случай использования «фонограммы», когда потерявший голос актер спрятал в скене подростка-певца, а сам лишь открывал рот.
Сколько длилось состязание?
Три дня, так как традиционно участвовало три трагика и три комика. Каждый день выступали по два автора. С утра трагик являл тетралогию - трилогию трагедий с единым сюжетом, затем днем показывал сатировскую драму, а вечером свою пьесу представлял один из комедиографов.
Был ли регламент?
Началось все не с пьесы, а с официальной части. Сначала выносили сундуки с дарами других городов, которые выставлялись у края орхестры. Затем проходила церемония отдания дани памяти погибшим с вызовом и представлением из сыновей. Затем награждали заслуги особо отличившихся перед городом венками из золота. После чего всех присутствующих угощали пирожками и вином, разносимыми рабами по рядам. Во славу Диониса главный жрец совершал жертвоприношение молодой свиньи, кровью которой окрапляли песок орхестры и головы собравшихся. Тушка жертвы разделывалась и тоже раздавалась присутствующим. Кидался жребий для определения очередности выступающих. Призывные звуки трубы оглашали начало конкурса пьес и праздник театра начинался. Об окончании пьесы вещала обязательная реплика, которую громко произносил протагонист: «Acta est fabula!», что означало «Пьеса сыграна», аналогично сегодняшним титрам фильма «Конец».
Как вела себя публика?
Очень непосредственно. Могла громко кричать, аплодировать, свистеть, топать ногами. Бывали случаи, когда на неумелого артиста обрушивался град из камней. А однажды за то, что пьеса Фриниха «Взятие Милета» заставила публику разразиться слезами, автора наказали штрафом в тысячу драхм и запретили постановку этакого вызывающего бурные чувства сочинения.
Чем завершалось театральные состязания?
Оглашением трех победителей - лучшего актера, автора трагической трилогии и автора комедии. Голову лауреата украшал венок из плюща, карман утяжелял гонорар. В подарок он получал треножник, который должен был возжечь во имя Диониса перед началом празднования победы. Городской архив принимал на хранение протокол с перечнем судей и лауреатов. Праздник завершался обильным пиршеством и безудержными танцами.
Сколько было подобных театров в Древней Греции?
В своем сочинения 1886 года «Греческие сценические древности», где составлен список театральных развалин Эллады и множества островов, Альберт Миллер утверждал, что каждый город имел свое театральное сооружение. Амфитеатр Афин стал архитектурным образцом для остальных и его конструктивные основы используются даже сегодня в устройстве масштабных спортивных сооружений.
Сколько стоил билет на праздник театра?
Сначала состязания проводились бесплатно и были открыты для любого желающего. Но позже, в связи с ростом конфликтов из-за мест, были введены продаваемые заранее свинцовые марки-билеты, кстати, по очень низкой цене (2 абола равны примерно 7 копейкам). При основателе афинской демократии Перикле (~494— 429 г. до н. э.) стоимость театрального представления стала компенсироваться из казны. А в IV веке до н.э. даже был сформирован специальный «общак», называемый «зрелищной» кассой.
Кто заказывал вечеринку?
Государство в лице совета старейшин «ареопага» и высшего должностного лица полиса – «архонта». Так театр стал частью пропагандистской кампании, утверждающей ценности «идеальной демократии».