Вера Степановская
|
|
В отличие от других театров, сезон здесь со всем сопутствующим антуражем – красной дорожкой, праздничной подсветкой, обновленным занавесом и статусными лицами в зале – открывают в соответствии с календарным годом, во втором месяце зимы. Возможно, сама премьера не привлекла бы такого внимания, если бы не суперсовременная постановка режиссера Фабио Керстича и креативной команды российских художников AES+F - «АЕС+Ф» (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкис), создавших сценографию, видео и костюмы.
Действие оперы переместилось в будущее, в Пекин 2070 года, его впечатляющая панорама - на четырех огромных экранах (8 на 12 и 10 на 3,5 м), а компьютерная графика соединяется здесь с приемами мультипликации и оживляется присутствием в анимационном пространстве реальных моделей (восемь несчастных принцев – жертв жестокой Турандот). То, что разворачивалось на экранах, не было простым «задником» или иллюстрацией, а стало самодовлеющим сюжетом, движущейся декорацией, происходившим параллельно, иногда даже перевешивая сценическое действие.
Еще до выхода дирижера в оркестр на просцениуме появляются свергнутый, скитающийся правитель Тимур в костюме Каддафи и Лиу в одежде медсестры. Закутанные в золотистую фольгу, они замирают в углу образуя живую статую Пьеты. Остальные костюмы отсылают к различным событиям XX века, хор, например, похож на толпу китайцев времен Мао. Но старые диктатуры сменились новой - техно-радикальной феминистической империей, в которой реализовались многие страхи сегодняшнего дня. Дворец Турандот в виде огромного красного дракона реет над футуристическим городом с архитектурой растительных форм, а внутри дворца женоподобные многорукие роботы производят различные манипуляции с восьмью принцами, чтобы, наконец, уложить их на конвейер, похожий на аппарат МРТ, где им аккуратно лазером отсекают головы.
Интересны сами принцы – реальные модели разных этнических типов и возрастов,саму принцессу представляли различные ее эманации от многоголового, реющего в космосе осьминога до китайского огромного пупса в финале, когда героиня, наконец, обретает любовь.
Для AES+F постановка - дебют в оперном театре; до этого единственной театральной работой был спектакль «Психоз 4.48», показанный в 2016 году в Москве и не имевший, конечно, такого масштаба, как нынешняя «Турандот». Когда после премьеры удалось спросить у Евгения Святского не смущает ли его то, что визуальный ряд перетягивает на себя внимание зрителей, тот откровенно ответил, что ради визуального ряда все и затевалось. «Конечно, в этом спектакле есть элемент визуальной доминанты, с другой стороны, в опере есть зрелище и звук, поскольку костюмы делали тоже мы, старались максимально это объединить, чтобы одно другое дополняло и усиливало. И это уже зрителям судить, кто больше смотрел, а кто слушал, главное, чтобы они ушли с каким-то небывалым опытом, которого до того не переживал. Голоса, по-моему, звучали роскошно», - поделился он.
И действительно, визуальный ряд, затягивающий внимание зрителей, подобно увлекательной компьютерной игре со множеством смыслов и ассоциаций, подкрепляется солидной музыкальной интерпретацией хора, оркестра театра под управлением опытного Габриэле Ферро и двумя интернациональными составами солистов. На премьере в роли Турандот выступила украинская сопрано Татьяна Мельниченко, уже отметившаяся дебютом в Метрополитен-опере, а Калафа пел американский тенор Брайан Джэгд (знакомый слушателям Большого театра) с голосом широкого диапазона и крепкими уверенными верхами. В его Nessun dorme звучала героическая уверенность в победе. Викторию Сепе – Лиу – обладательницу красивого и нежного сопрано с хрустальными верхами публика приветствовала особенно тепло и закидывала на поклонах цветами, ведь она была единственной итальянской исполнительницей ведущей партии.В партии Тимура выступил Симон Орфила. Второй состав тоже был интересен: Астрик Ханамирян (Турандот), Карло Вентре (Калаф), Александра Григорас (Лиу) и Юрий Воробьев (Тимур). Запоминающейся была и троица министров Пинга, Панга и Понга – Винченцо Таормина, Федерико Лонги, Франческо Марсилья и Мануель Пьерателья.
|
|