Олеся Пушкина
Международный театральный фестиваль NET («Новый европейский театр»). Главная цель фестиваля — познакомить зрителя с современным европейским театром, который не просто нарушает привычные театральные границы, но отрицает любые клише в искусстве.
Фестиваль был создан в 1998 году театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским. Именно здесь — были представлены спектакли выдающегося британского режиссера Кэти Митчелл и бельгийского художника, перформера и режиссера Яна Фабра. В этом году зрителей ждет настоящий подарок:
-постановка «Великий укротитель» триумфатора Авиньонского фестиваля 2017 года, греческого режиссера Димитриса Папаиоанну -интерактивный спектакль «Наизусть» португальского режиссера Тьягу Родригеша,
Программа фестиваля состоит из нескольких частей. Хедлайнерами двух основных частей, помимо Папаиоанну и Родригеша, можно, безусловно, назвать режиссера Бориса Юхананова и художника Елену Коптеву, создавших видеоинсталляцию «Тающий апокалипсис», а также Василия Березина с его панк-оперой «Евангелие». Особый интерес представляет серия мультижанровых перформансов на сцене Театра Наций, например «Градостроительство», рассказывающий о слиянии архитектуры, танца и текста на основе известных трактатов Адольфа Лооса и Ле Корбюзье.
NET 2017 — это еще и Фестивальный клуб: что-то вроде лаборатории по междисциплинарным практикам с углублением в пограничные виды искусств (анимация, кино, медиапоэзия). Один из таких экспериментов — кинопроект «Последний год в “Фольксбюне” / Уходящая эпоха Франка Касторфа», который демонстрирует видеозаписи спектаклей культового немецкого театра, включая последнюю премьеру Касторфа в этих стенах — «Фауст».
Кроме того, впервые за 19-летнюю историю существования фестиваля его off-программа . Она посвящена феномену «горизонтального театра». Автор идеи, режиссер Борис Павлович, говорит: «Границы явления, которое мы условно назвали “горизонтальным театром”, очертить трудно. Отрицание вертикальной иерархической структуры. Интерес к жизни другого. Выход за пределы герметического художественного произведения, вторжение в реальную жизненную ситуацию, попытки ее моделировать и модерировать. Можно сказать, что этика в большей степени роднит эти работы, чем эстетика».
Цюрихский театр Шаушпильхаус привезет в новый хит Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». На сцене будет создана вымышленная реальность, где всё мировое зло, связанное с финансами, окажется в так называемом «Bad State» («плохом государстве»).
Израильский режиссер Цви Саар пригласит зрителей к беседе о расстояниях, которые люди готовы преодолевать в борьбе за свою свободу («Соль земли»).
Польский театр в Познани и фонд «Chór Kobiet» удивят всех своим «Гимном любви», поставленном для оркестра, хора плюшевых зверей и прочих. Марта Гурницкая сделала музыкальный сценический коллаж на злобу дня, в котором острые проблемы современного общества становятся поводом к созданию новых гимнов.
Сцена из спектакля «Гимн любви», Польский театр в Познани и фонд «Chór Kobiet»
Кроме того, юбилейный NET представит собственный проект —спектакль без режиссера, репетиций и декораций по пьесе иранского драматурга Нассима Сулейманпура «Белый кролик красный кролик».
За 17 лет международный проект из дерзкой сценической инициативы перерос в глобальное театральное движение. В нем уже поучаствовали такие знаменитости, как Вупи Голдберг, Стивен Фрай, Джон Хёрт, Майкл Шеннон. В проекте примут участие Михаил Зыгарь, Антон Красовский, Алиса Гребенщикова, Анатолий Белый, Сергей Епишев, Юлия Ауг. Французский режиссер Кристоф Рок и актриса Театра дю Нор Джульетт Плюмекок-Меш порассуждают о проблемах коммуникации и тонких механизмах человеческих отношений.
Эстонский театр NO99 покажет свой 56-ый спектакль – «NO43 ГРЯЗЬ». Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо вдохновились двумя знаменитыми романами – «Мелкий бес» Федора Сологуба и «Возможность острова» Мишеля Уэльбека – и создали самостоятельное сочинение, представляющее мир в апокалиптичном разломе. Интересно, что сам театр прекратил свое существование, и показ спектакля на фестивале – это последняя возможность его увидеть.
Закроется фестиваль показом спектакля «Ведьмы: Эфир», выпускаемого Электротеатром Станиславский и продюсерским центром Gornostai при поддержке бельгийской Troubleyn Laboratorium. Актрисы компании Яна Фабра Ивана Йозич и Мария Дафнерос предстанут в образе двух великих ученых – Альберта Эйнштейна и Николы Тесла, столкнут их идеи, снимут противоречия между взглядами на мир и откроют чувственный, сексуальный потенциал науки.
Юбилейным спецпроектом станет кинопрограмма «20 лет Нового Европейского Театра». На экранах киноцентра «КАРО Октябрь» будут показаны записи самых важных спектаклей, показанных за всю историю фестиваля NET. В эти же дни пройдут встречи Дискуссионного клуба.
В программу 20-го фестиваля NET также вошли - три проекта галереи-мастерской ГРАУНД Ходынка под общим названием ХМАТ (Художественный междисциплинарный анти-театр), пеформанс, посвященный жизни и творчеству Камиллы Клодель, «Камилла», музыкальный перформанс Алексея Коханова,
Александра Белоусова на текст «Капитала» К Маркса «Марксофония», «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» Ильи Мощицкого, в основу которого лег реальный судебный процесс длиной в 30 лет.
Фестиваль NET был создан в 1998 году как независимая театральная инициатива нескольких молодых критиков и вот уже 20 лет раздвигает границы жанров и представлений о театре, вписывает новейший российский театр в современный ему европейский контекст. Связывает воедино эстетические, политические и поколенческие поиски. NET открыл для российского зрителя такие важные имена современного театра, как Михаэль Тальхаймер, Ян Фабр, Димитрис Папаиоаунну, Кэти Митчелл, Томас Остермайер, Пиппо Дельбоно, Давид Эспиноза, Алвис Херманис, Давид Бобе, Иво ван Хове, Арпад Шилинг, Эмма Данте, Филипп Кен.
NET – это утверждение новых трендов в театральной жизни и отрицание любых клише.