Олена Алдашева
Как и многие спектакли Лепажа, «Вера, деньги, карты и любовь» — авторское сочинение режиссёра и артистов, объединяющее множество историй, которые родились в процессе совместного поиска, импровизаций и проб. В описании премьеры говорится, что «в начале репетиций не было ни текста, ни сюжета, ни персонажей — был только один предмет: колода карт». Именно эта колода и стала отправной точкой в создании спектакля, когда для каждой масти было определено своё значение: черви — любовь, трефы — вера, пики — война, бубны — деньги. Четыре ключевые понятия и вошли в название постановки.
«Из карт, их цветовых групп, фигур и чисел через импровизации выросли целые миры, разнообразные действующие лица и четыре переплетающиеся между собой сюжетные линии, охватывающие восемь десятилетий немецкой истории, — говорится в описании спектакля. — Они рассказывают о любви, поиске счастья, дьявольском искушении, о надежде, судьбе и травме. Войны всегда знаменуют перелом, „цезуру“, конец и новое начало — переход к следующей истории. Вскоре после Второй мировой войны младенца отдают в женский монастырь, и, едва повзрослев, девочка уезжает из молодой ФРГ в Париж. Когда у неё самой рождаются близнецы, гадалка по картам таро предсказывает им несчастье и советует от них избавиться. Вскоре после падения Берлинской стены и предполагаемого окончания холодной войны пара из Западной Германии проводит День святого Валентина в Баден-Бадене. Поскольку в казино можно курить, жена оказывается там, где открывает для себя азартные игры и проигрывает роковое наследство семьи. Солдат с посттравматическим стрессовым расстройством рассказывает своему терапевту о том, как во время боёв в Афганистане потерял самого верного товарища — служебную собаку, которая была его ближайшим другом, но в то же время, с точки зрения военных, в чрезвычайных обстоятельствах лишь частью снаряжения. А незадолго до начала боевых действий в Украине однополая пара осуществляет желание завести ребёнка с помощью суррогатной матери».
В спектакле заняты Дамир Авдич, Штефани Айдт, Кристоф Гавенда, Гения Рикова, Бастиан Райбер, Штефан Штерн, Алина Вимбай Штрелер.
Напомним, впервые связь между карточными мастями и тематически-смысловыми блоками появилась у Лепажа более десяти лет назад в тетралогии «Карты», созданной им вместе с собственной компанией Ex Machina для театров-цирков с круглыми аренами.