Олена Алдашева
на Основной сцене Рижского русского театра имени Михаила Чехова пройдёт премьера спектакля Юрия Бутусова «Гоголь. Портрет» по пьесе Эстер Бол (Аси Волошиной) на основе одной из «петербургских повестей» Гоголя.
Масштабное трёхактное действие, названное в анонсах «фантасмагорией» и «эсхатологической мистерией» (вторая формулировка принадлежит самому режиссёру), создаётся силами всего шести артистов — в спектакле заняты Екатерина Фролова, Дмитрий Егоров, Шамиль Хаматов, Александр Маликов, Михаил Ширяев и Володимир (Владимир) Гориславец. При этом, по собственному признанию актёров, здесь «все играют всё» — и центрального героя гоголевской повести, художника Чарткова, и других участников истории, включая многочисленных крыс.
В анонсе премьеры приводится следующий комментарий Юрия Бутусова: «Повесть Гоголя “Портрет” в сегодняшнем мире звучит совсем не как романтическая новелла. Построенная на фаустианском мотиве продажи души, она содержит в себе допущение, которое сдвигает происходящее из обыденной плоскости в зону метафизики. Гоголь создаёт мир, где воплощению зла нужен художник, чтоб осуществиться, выразиться, утвердить своё бытие. И, не выдержав искушения, тот, кто мог бы служить прекрасному, начинает служить дьяволу. Это страшная сказка, созвучная нашим дням».
Подробнее Бутусов рассказал о замысле пресс-службе театра: «В “Портрете”, мне показалось, есть такое серьёзное размышление о душе человеческой, о том, сколько зла в мире и как это зло может нами овладевать. Ещё, конечно, важная тема, что это рассказ о талантливом человеке: ответственность художник несёт перед своим даром, который ему дан свыше. Зло очень внимательно к талантливым людям. То, что мы сейчас видим в мире и что касается всех, — здесь есть какое-то серьёзное размышление: возможно ли этому сопротивляться, как сохранить человеческое достоинство. Пройдя этот путь, мы должны ощутить гармонию и какой-то покой. Мне кажется, это очень важные вещи сегодня для людей».
Участник спектакля, экс-артист московского «Современника» Шамиль Хаматов пояснил: «Вообще Юрий Николаевич <Бутусов> говорит, что это такая легенда о Чарткове — то есть такой миф, который мы здесь все на сцене придумываем. И в каждый момент кто-то из нас — этот художник, кто-то — душа, кто-то — крысы… мы все вместе в каком-то смысле играем создателей. То, что Юрий Николаевич придумал эту формулировку — “легенда” или “миф”, — даёт нам право возложить ответственность на зрителей — за то, каким герой является: они должны сами для себя решить, хороший он человек, заблудившийся или сознательно идёт на то, чтобы стать чудовищем…».
О том, что за художник Чартков в узком смысле слова и какой мир для него создали в спектакле, соавтор постановки, сценограф и художник по костюмам Марюс Някрошюс, рассказал так: «Это хаос многих художников 20-го века. Экспрессионисты, самоучки, садисты, мазохисты… Очень интересные люди жили когда-то, сейчас таких нет. Нужно, чтобы этот хаос имел какую-то внутреннюю систему, потому что весь мир создан из хаоса. Вообще мы отталкивались от Фрэнсиса Бэкона, и фотографии его студии — это то, что нас вдохновляло в самом начале, в поисках решения этого спектакля. Но тут на полу и Джексон Поллок, и итальянец Эмилио Ведова. А тот художник, который будет в спектакле, — он, по-моему, экспрессионист».
Подытоживая разговор о теме постановки, Юрий Бутусов рассказал в интервью местным СМИ: «Эта повесть — может быть, одна из самых главных у Гоголя, и в ней есть мотив продажи души, продажи совести — своих каких-то фундаментальных вещей, на которых человек должен стоять. И это может вызывать и ненависть, и негодование, потому что сейчас, наверно, можно говорить о том, что весь мир, скажем так, находится в состоянии вглядывания в этот “портрет”, вглядывания в самого себя. Это рассказ больше, чем просто о судьбе человека: конечно, это такая мифология, мистика… вернее, это какая-то метафизическая повесть, столкновение человека с той мерзостью, с тем ужасным, что в нём есть — и что становится вдруг его подлинностью. Я думаю, что мы сейчас столкнулись именно с этим».