Олена Алдашева
Отправной точкой для создания новой постановки стал роман Харуки Мураками «Кафка на пляже», который режиссёр, сочиняя авторский текст, соединил с историей Гамлета и Офелии и другими мотивами. Частью визуального решения спектакля стали театральные куклы, а одним из важных для премьеры соавторов — хореограф Анна Абалихина. Также в постановочную команду вошли художница Рената Вальчик, художник по свету Эугениюс Сабаляускас и композитор Эдвинас Васильевас.
В анонсе спектакля приводится краткое вступительное слово режиссёра: «”Реквием” — о странном, жестоком, иногда непостижимом и враждебном мире, окружающем нас. Реквием для кого? Для детей. Для нерождённых и родившихся, попавших в его негостеприимные объятия. Несколько образов, очень разных по сюжету и действующим лицам, но выдерживающих внутри одну постоянно продолжающуюся драматическую тональность — h-moll».
В интервью порталу Delfi.lt Дмитрий Крымов рассказал о премьере подробнее: «В моей профессиональной биографии есть такой тип спектаклей без единого сюжета — они складываются из отдельных, более или менее связанных сцен, которые объединяет некая тема. Чаще всего весьма пессимистическая тема. Хотя сам спектакль может быть смешным. Сейчас такое ощущение, что мы все рассыпались на осколки. Может, этого мало, но я пытаюсь их снова сложить. Понимаю, что это может быть безнадёжно. Но другого способа не знаю.
Одно дело придумать реквием, и совсем другое — его написать. Когда какой бы то ни было композитор, имея достаточно амбиций и смелости написать сочинение на тему реквиема, приступает к работе, он мыслит на уровне Моцарта. Но когда начинает писать, он оказывается на гораздо низшем уровне, с ним что-то случается. Со всеми, кроме Моцарта. Художник понимает больше, чем может сделать.
Если говорить серьёзно, то, что я ставлю, и есть картина — картина нынешнего времени. Хотя и музыкальный реквием. Ведь что такое “Реквием” Моцарта? Это объяснение для души, куда ей идти после смерти тела. Это уверение и ободрение — для неё ведь это первый раз, она растеряна, не знает, что делать. Вот музыка Моцарта её успокаивает: “Сейчас будет то, потом это… да, трудно, но таков этот путь”. И сейчас точно так же. Нам всем нужен реквием, потому что ситуация, в которой мы сейчас, — словно все умерли. И те, кто “за”, и те, кто “против”, — все мертвы. Теперь нужно понять, что делать дальше. В музыке можно нажать клавиши, с помощью которых ты скажешь: “Ну, ты умер. Ну, ничего страшного. Что-то продолжается. Тебе надо найти дорогу”. Это какая-то помощь. Реквием — это помощь, не только умершим, но и живущим в их трагедии. Это спектакль про наше настоящее. Для мёртвых или для тех, кто остался жив».