Лина Гончарская(https://www.culbyt.com/)
Вопрос, вынесенный в заглавие, отнюдь не риторический, ибо Стефано Пода разлил на сцене целое озеро.
Пода, ежели кто запамятовал, – итальянский интеллектуал (которого так и тянет окрестить человеком эпохи Возрождения, невзирая на банальность) распространяет свои таланты практически на всё: режиссуру, сценографию, костюмы, световой дизайн и даже хореографию. И уже очаровывал нас с головы до пят не раз и не два – я, во всяком случае, никогда не забуду его кишащего чертями «Фауста» с черными дырами и тем более «Сказки Гоффмана», где кукол было ну никак не отличить от реальных оперных див.
Ну так вот – на сей раз Пода резвится на водных просторах, позволяя своим персонажам петь и нырять, устраивать заплывы, соревноваться в синхронном плавании, танцевать прямо в озере при луне. Идея дорогостоящая, оттого Израильская опера заручилась поддержкой Тулузского оперного театра.
«Русалка» Дворжака, чтобы понимать, – это опера не просто по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»; если покопаться, вы обнаружите в ее анамнезе и «Ундину» Фуке, и «Потонувший колокол» Гауптмана, и чешские народные сказки (чешские народные кафки, утверждаю я с давних пор). Официально же либреттист Ярослав Квапил ссылается на Андерсена, на баллады Карела Яромира Эрбена и волшебные сказки Божены Немцовой.
Эта «Русалка» по сути открыла для оперы путь в двадцатый век – ее премьера состоялась в Национальной опере Праги в 1901 году. Между тем, в музыкальном смысле она ближе веку девятнадцатому – Дворжак глядится здесь в прошлое, а не в будущее. Оттого, наверное, опера его пришлась по сердцу публике на премьере, да и до сих пор любима всеми и всюду.
Что ж, ведь это сказка – лирическая сказка с трагическими нотами, и финал у нее не как у Андерсена, но тоже печальный. Русалка, живущая в озере, влюбляется в Принца, и отныне хочет перебраться из водного мира в мир людей. Ведьма Ежибаба дает ей желаемое, но какою ценой: Русалка должна лишиться голоса и стать немой (для оперы – самое то). Причем с еще более тяжелым условием: если Принц отвергнет ее любовь, она будет навсегда изгнана из сказочного королевства. Прибыв во дворец, Русалка обнаруживает, что принц бросил ее ради Иноземной княжны, из брака с которой может извлечь политическую выгоду. Убитая горем Русалка возвращается в озеро. Когда Принц осознает свою ошибку, он принимается искать ее на берегу, но уже слишком поздно. Русалка является ему как привидение в лунном свете и сообщает, что ее прикосновение отныне для него – смерть. Но он не хочет без нее жить, целует Русалку и умирает у нее на руках.
Стефано Пода – внимание, спойлер – придумал другую концовку: Принц и Русалка обретают друг друга в глубинах озера. Что, согласитесь, куда гуманней.
Существует и третий вариант: Принц собирается нырнуть в глубины озера, Русалка наблюдает за ним с берега, а публика задается вопросом, утонет ли он – или она его спасет...