Anna T. Wellington
Как и мы с вами, театральное искусство, также находясь на стыке веков, проходит активный и сложный путь поиска эксперимента и новизны без потери актуальности, безусловно испытывая на прочность классический театр. Новейшие технологии, как дань времени, стремительно интегрируются в театральное пространство. На данный момент новые технологии в большей степени настроены на реформацию визуального образа, выводящего их в отдельную категорию искусства. Но использование их в сценографии во многом оправдано, так как действие становится прежде всего универсальным на пути создания спектакля от идеи, эскизов, макетов до декораций, грима и пластики.
Современные театральные режиссеры-постановщики предпочитают производить впечатление именно «медийностью» действия, завоевывая интерес публики. Инновационные технологии в решении световых и звуковых инсталляций, в костюмах и декорациях, спецэффектах не только обеспечивают зрелищность образов, но и в первую очередь сопровождают поддержание эмоциональной среды спектакля, которая органично сопровождает актеров и зрителей. Сегодня режиссерам-постановщикам доступна широкая палитра спектра технологического оборудования: системы освещения и звукового оформления, видеопроекции, изображения и меппинги.
Качество выпускаемого технологического продукта, коим является медиаспектакль, во многом зависит от мастерства постановочной группы, которая работает с режиссером. Используя широкие возможности медиа, звукорежиссер может воспроизвести монтаж фонограмм любой сложности. Художнику предоставляется широкий выбор персонифицированных программ для создания визуальных образов в «проекции сценографии». Все большую выразительность приобретает и световое оформление. Конкуренция на «театральном рынке» создает большую популярность использования в спектаклях видеопроекции, подвижных электронных декораций в механике сцены, конструктивных элементов и целых площадок на дистанционном управлении, световых спецэффектов. Это и создает тот самый синтез искусств, который является естественным признаком современности, и мы с вами являемся свидетелями «визуальной эпохи» в театральном мире. Это наиболее распространенный прием в стенографическом искусстве XXI века.
Чтобы компьютерная графика вышла из «технологической коробки» многообещающей идеи в большое пространство и стала широкодоступным инструментом художника-сценографа, потребовались усилия многих талантливых авторов. В процессе разработки образа спектакля сценографы осуществляют огромный объем работ, связанных с изготовлением планировок, технических расчетов, чертежей, макетов, описей предметов для художественного оформления конечно предварительной сметы. Сегодня все эти задачи можно решать в динамике, в хорошем интерактивном режиме.
Безусловно, использование медиаинструментов сценографами влияет на стиль художественного образа мышления. Так же как художник в поисках большей выразительности влияет на прогресс и развитие изобразительных возможностей технологий, исходя из потребностей. Индустрию формируют запросы. Таким образом, появилось два типа художников, использующих средства техно-индустрии: художники «медиа-арт» и художники-программисты. У первых объектом отражения становится не реальный мир, а его образ, созданный медиасредствами, то есть медиамир сам по себе. Вторые же используют инструменты непосредственно компьютера, работая с готовыми образами и возможностями, чаще напоминая абстрактные композиции. В любом случае, оба типа художников, попадая в пространство театра, создают сценографию в виртуальном театре, который является моделью реально существующего, позволяя предельно точно рассчитать геометрию планшета сцены. Воспроизведя базовую модель зрительного зала и сценической коробки, постановщики имеют возможность буквально «увидеть» актеров в декорациях в любом масштабе, а также определить границы их наилучшего взаимодействия, создавая среду. При разработке моделинга сцены происходит предварительное освоение ее пространства для выстраивания дальнейшего действия. Широкий спектр программ позволяет развить в виртуальном пространстве эскиза экспликацию постановки, разработать мизансцены с использованием моделей интерьера и фигур актеров, бутафории и других необходимых объектов. Режиссер-постановщик имеет возможность очень точно свести световое и музыкальное полотно, развить композиционную мизансценическую структуру. Графические программы совершенствуют с эстетической точки зрения сценографию спектакля, позволяя разнообразить детально, наполнить цветовой спектр и расширить звуковой диапазон, проявляется точность в передаче объема, фактуры и формы.
Медиамоделирование спектакля актуально в театральных проектах, в которых имеет место доминантный динамический ряд. Цифровые копии макетов и эскизов удобны и мобильны в презентациях нового поколения спектаклей и, конечно, незаменимы в том случае, когда оригинал или традиционный макет утеряны. Воспроизводя модель материального мира спектакля, сценографы создают соответствующую метафору, как в пространстве декораций, так и в костюмах, позволяя актеру искать выразительность характера персонажа или действия в соответствии с жанром и поставленной задачей.
Современные театральные художники с успехом создают разработки конструктива костюмов, эскизы и модели, используя графические технологии, что позволяет так же оперативно внести изменения и запустить процесс реализации.
В Михайловском театре (Санкт-Петербург) в 2005 г. был поставлен балет «Маша и Мышиный король» по сюжету балета «Щелкунчик». Режиссеру-постановщику предстояло реализовать поставленную перед ним задачу - создание образа сказочного персонажа Мышиного короля, который бы мог превращаться из огромной мыши в целую армию мышей. И такой персонаж был создан приемом инсталляции. Это композиция, составленная из различных предметов, но при этом характеризующаяся единым целостным восприятием составленных элементов. В художественном мире основоположником подобного стилистического направления «Пуантилизм» в живописи неоимпрессионизма стал Жорж-Пьер Сёра. В корне этого стиля лежит основа письма «не изолированными» мазками правильной, точечной формы.
Основной принцы работы в данном направлении - отказ от физического смешения красок, расчет идет на то, что благодаря оптическому и визуальному эффекту создастся «смешение» на сетчатке глаза зрителя. Вероятно, в работе над сценографией образа Мышиного короля был применен подобный оптический эффект. Мышиный король гораздо крупнее человека, так что коробка сцены казалась для него тесной. Чтобы такой огромный персонаж смог существовать на реальной сцене, «образ» был сконструирован методом инсталляции - голова мыши стала самостоятельным костюмом артиста балета, а «телом» Мышиного короля (впоследствии армии) стала группа артистов в костюмах из тканей разных оттенков серой «шерсти», таким образом при ближайшем рассмотрении визуально это получились пунтилистские точки, а в масштабе - полноценный персонаж, тело короля, которое покрывала красная мантия из шелкового полотнища. Созданный персонаж по пластике напоминал эффект «китайского дракона». Для понимания и организации движения, в компьютерной модели велась разработка механики пластики каждого артиста балета для органичности целостного действия. Так же в 3D модели была произведена подборка тканей и фактур для костюмов, чтобы понимать, как работать не только в «теле» костюма, но и с его весом. Это образное решение было продемонстрировано в медиаформате и явилось основным лейтмотивом спектакля.
Видеоинсталяция, которая стилистически объединяет музыкальное произведение и конструктивную сценографию, дала возможность открывать новые смыслы в общей концепции художественного образа спектакля. Спектакль стал конструктивен в режиссерской задаче объединения зрелищных форм не интерактивного, игрового пространства, выразительных средств мультимедиа, а также создания образа экзистенциального выбора человека, как фактора «непостижимого и неосознанного».
Большое количество дискуссий вызывает специфика использования в современной сценографии разнообразных медиаэффектов. Но очевидно то, что новые технологии значительно расширили диапазон средств достижения художественной выразительности сценического действия. Однако несбалансированность визуальных оптических технологий с творческими, физическими усилиями режиссера-постановщика могут превратить спектакль в аттракцион, в котором сюжет становится разложенной по кадрам иллюстрацией. Какой должна быть сценография, чтобы проявиться для современной интеллектуальной публики, - всегда большой и весьма относительный вопрос. Необходимо каждый раз открывать самодостаточность искусства, а это означает, что для осуществления своей роли в культуре ему необходимо быть именно искусством, а не чем-либо еще.
Технологически развитый мир и повсеместное внедрение новейших разработок в разных областях безусловно меняет всю психо-ментальную структуру личности. Средства массовой коммуникации оказали колоссальное влияние на формирование социального состава аудитории и ее системы координат. Как отмечают социологи, культура интеллектуальной элиты, по их мнению, вступая во взаимодействие с массовой культурой, переживает деформацию, то есть усредняется. Теперь популярное искусство может быть результатом совпадения характеристики художественного произведения с преимущественно господствующим эстетическим вкусом. Во многом театры ориентированы на массовый вкус зрителя и кассовые сборы, что способствует рождению «модных» произведений искусства, которые актуальны «здесь и сейчас», но, к сожалению, не выдерживают испытания временем и вскоре умирают, забытые публикой. Несомненно, что развитие и прогресс современного театра зависит от интуиции режиссеров-постановщиков в процессе осмысления культурно-социальных процессов общества.
По-настоящему широкий масштаб возможностей медиа- и инфотехнологий способствует развитию современного искусства сценографии. Появление визуального оформления усиливает одновременно интерес зрителя к традиционному, натуральному решению декораций. В процессе обмена опытом с зарубежными коллегами, изучая изменения, происходящие в мировом пространстве, современные российские деятели все же сохраняют основу культурных традиций, которые на протяжении многих поколений давно сформировались в национальном театре. В основном это касается московских сцен. А вот петербургские театры, использующие новые передовые технологии, продолжают по-настоящему актуализировать театр, обосновывая свой выбор еще одной формой духовной коммуникации социума.