M.A. Bobrovskaya, D.V.Galkin, V.S. Sameeva
Гуманитарные исследования развития информационных технологий не могут обойти стороной многообразие художественных экспериментов с новейшими технологиями. К таким экспериментам, бесспорно, принадлежит большая часть мира современного театрального искусства. Технология как основа формы и выразительности в сценографии использовалась еще в античном театре, не говоря уже о раннем модернизме -инновациях В. Мейерхольда в России, итальянских футуристов и художников Баухауз в Г ермании. Весь ХХ в. в театральной сценографии и исполнительских искусствах в целом прошел под знаком внедрения технологических систем. Этому посвящена прекрасная работа искусствоведа Стивена Диксона «Цифровой перфоманс» (MIT Press 2002).
Современная сценография как искусство сформировалась в результате длительной исторической эволюции. Она включает в себя всю материально-вещественную зримую часть театральной постановки, а также все то, что окружает актера на протяжении всего действия: реквизит, грим, костюмы. Искусство сценографии пользуется разными средствами
Издание подготовлено при финансовой поддержке проекта № 6.4832.2011 «Организационно-правовые и философско-антропологические основания инновационных социокультурных практик (федеральный и региональный уровень)».
выразительности. Это может быть реальный предметный мир, мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорации (графика, скульптура, живопись), а также специфически театральные элементы, такие как сценическое пространство, сценический свет.
Исторические корни сценографии можно найти еще в древнейших формах культуры человечества. Она существовала еще задолго до появления театрального искусства. Такую сценографию В.И. Березкин, историк театра, называет «предсценографией - она являлась одним из органических элементов мифопоэтического бытия первобытного человека. Она была равнозначной другим элементам ритуалов или обрядов, которые являлись формой освоения, переработки и воплощения действительности. И только потом предживопись, предархитектура, предскульптура выделились из ритуала и обрели каждый самостоятельное значение» [1].
Развитию современной сценографии способствовали достижения новых информационных технологий, которые позволяют создать новый художественный синтез в сценографических решениях. Доминирующим средством выразительности сегодня становятся световое оформление, использование различных экранов и видеопроекций, управляемых компьютерными системами. Благодаря этим средствам создается определенная атмосфера, необходимая по ходу сценического действия. Динамичная цвето-световая партитура позволяет проследить тончайшие оттенки эмоционально-смысловой структуры художественного образа. Но такая творческая работа требует соответствующей технической оснащенности площадки. Таким образом, сегодня новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии постановочного творчества и театрального дела.
В XXI в. представление об искусстве сценографии сильно изменилось. Она находится на новом этапе развития, который можно охарактеризовать как этап инновационного оформления сценического пространства. Современный процесс глобализации разрушает традиционные стереотипы представления о театральных формах. «Если к началу XX века критерием сценографического творчества являлось адекватное отражение среды, правдоподобность, которую предполагает сюжет, то к середине XX века камерность сценографических решений, реалистичная жизнеописательность все чаще уступает место метафизическому плану, отсюда интерес к условности в театральной сценографии, к включению в сценографическое пространство таких видов художественного творчества как реди-мейд объекты, инсталляции, энвайроменты, акции и другие
формы. Решению этой проблемы способствуют новые технологии, которые позволяют увидеть художественный синтез в сценографических решениях» [2].
Современный театр вынужден сегодня решать одну из основных задач, которую поставила перед ним глобализация современной культуры -необходимость совместить высокотехнологичную цивилизацию и сосуществование в ней традиционных форм культуры. В современном художественном пространстве развитие информационных (мультимедийных, проекционных, аудиовизуальных) технологий происходит очень динамично, они становятся востребованными многими видами искусства. Новые технологии в большей степени ориентированы на создание визуальных образов, поэтому применение их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до создания декораций. В настоящее время постановщикам спектаклей предлагается огромный выбор технологического оборудования, такие как проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и световые системы. Широк выбор программ для создания визуальных эскизов в «проекционной» сценографии. Сегодня театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медийностью» сценографии. Сценографы используют в своих декорациях различные технические, интерактивные средства выразительности, что зачастую делает декорацию самостоятельным художественным произведением. Такая декорация может существовать в спектакле отдельно от актеров.
«Если XX век держался на пафосе экзистенциального мироотноше-ния и все его новации, прежде всего, измерялись глубиной и уникальностью субъективности автора, то в конце столетия ярко высветилась потребность в маскировке этой субъективности, уходе от психологичности произведения. Открыто заявляет о себе интерес к объективизму художественного взгляда, что получило выражение в медиаарте, использующем виртуальные пространства, созданные технологической внеэмоциональ-ной инженерной мыслью» [3].
Если раньше театроведение рассматривало творчество сценографов как до некоторой степени вторичное явление, стоящее после драматурга и режиссера с актерами, то в настоящее время художники могут быть полноправными соавторами спектакля. Они стараются придать спектаклям особую зрелищность, которая требует работы специальных сценических механизмов, способных сменять декорации за занавесом или на глазах у публики. Это могут быть особая система кулис, вращающаяся сцена, либо подчеркнутое обнажение сценической техники. Удачная организация пространства - один из важнейших компонентов успеха спектакля.
Это отражает влияние постмодернистской эстетики на развитие театра. Для художественной культуры постмодернизма характерны эклектичность, пародийность, имитаторство, цитирование, инновационная открытость, гедонизм и эротичность, телесность, мистериальность, эпатажность, акцент на неожиданном и удивительном, массовость, ироничность. Xудожественной постмодернизм стремиться воспринимать мир как текст, игру знаков и смыслов. Он строится не на отражении, а на моделировании действительности и экспериментировании с искусственной реальностью.
«Такие постмодернистские приемы, как видеоинсталляции, различное световое оформление спектакля, помогают ярко показать идею об опасности потери человеческого образа за ширмами цивилизации, в некоторой мере погружают человека в атмосферу фантазий и сказочности, а также помогают по-новому увидеть классические произведения» [4].
В постмодернистскую эпоху изменились не только само содержание спектакля, его форма, но и технологии его создания. Появились инновационные средства прямого соответствия изготовляемых декораций эскизам сценографа, наиболее точно передающие цветное изображение и авторский почерк - полноцветное принтирование и проецирование декорационных росписей на экраны-задники.
Эти тенденции ярко проявляются в экспериментах провинциальных театров. Не обошли они и Республику Бурятию. Несмотря на то, что в регионе сохраняется традиционная культура, информационные технологии и там проникают в театрально-постановочный процесс. Бурятский театр оперы и балета находился на реконструкции с 2006 по 2011 г. В 2009 г. была завершена реконструкция здания кинотеатра «Дружба» под размещение русского драматического театра. Позже будет введена в использование малая сцена что даст театру возможность привлечения нового зрителя, поскольку планируются экспериментальные постановки, соответствующее сценическое воплощение получат пьесы современных драматургов. Малая сцена даст новые технические возможности для раскрытия режиссерских замыслов, в конечном итоге новые постановки должны соответствовать современному зрителю
В результате реконструкции зданий и их технологического переоснащения театры получили новейшее оборудование. Были монтированы передовые разработки в области светового, звукового, видео- и трансляционного оборудования, значительно улучшилась механика сцены, архитектурная акустика и архитектурное освещения.
Например, светорежиссеры и светооператоры, находясь в другом городе, могут программировать световое шоу для спектаклей и даже проверять техническое состояние светооборудования. Качество света стало
лучше, появился светодиодный экран, на котором могут идти субтитры, он же может стать частью фона спектаклей. Появилась профессиональная лазерная система [5].
«Три сестры» - одна из лучших постановок русского драмтеатра с момента его открытия. Были использованы удивительные декорации: «казалось, что зритель находится в старинном дворянском доме с окнами в знаменитый чеховский сад» [7]. Впервые стали заметны новые возможности сцены театра, это была широкая панорама происходящего: за окнами дома шёл снег, потом в саду кружил листопад, слышались музыка ветра и шорох осенних листьев. Произошел перевод двухмерного плана в трёхмерность. Ступенчатой конфигурацией оконных проёмов худож-ника-постановщика Александра Плинта создаётся эффект утопленного пространства.
Существуют факторы, сдерживающие развитие новых технологичных постановок в Бурятии: это отсутствие единой театральной информационной базы данных, дефицит профессионально подготовленных квалифицированных театральных специалистов в области информационного обеспечения, компьютерной графики и мультимедиа. Есть необходимость привлечения к этому роду деятельности специалистов в области смежных дисциплин (компьютерный дизайн, программирование, продюсирование, менеджмент и др.).
Сценография реального и виртуального
В театральном мире происходит активный поиск художественного образа спектаклей путем соединения двух пространств - виртуального и реального.
«Технология, позволяющая совмещать реальный и виртуальный миры, получила название match moving. Задача этой технологии - совмещение движения отснятого материала с объектами, созданными в трех- и двухмерном пространстве» [8]. Далее происходит соединение визуальных элементов из различных источников в единый образ. Этот прием, широко используемый в экранных искусствах, стал экспериментальной формой осуществления оперы «Русалка» на сцене Михайловского театра (2009 г.).
«В постановке драматического режиссера И. Коняева само музыкальное произведение Дворжака было «перекроено» под видеоряд, а акцент «медийной» сценографии оперы «Русалка» сместился к визуализации чувственного восприятия как новой форме эстетического переживания, художественному проявлению, ориентированному на ценности «нестабильного» современного мира» [9].
В театрах Петербурга существует опыт применения метода инсталляции (это композиция, скомпонованная из разных предметов, характеризующаяся целостным восприятием составных элементов): в постановке балета «Маша и Мышиный король» в Михайловском театре в 2005 г. сценограф осуществил превращение из большой мыши в армию мышей. Образ-инсталяция персонажа балета сначала создавалась в карандашных набросках, затем - в цветных эскизах, трансформированных в компьютерных графических программах.
Одним из современных сценографов постмодернистов можно назвать художника С.М. Бархина. Он является признанным мэтром сценографии во всем мире. Его работы посредством языка живописи помогли отразить в спектаклях дух эпохи, подробнее раскрыть характер героев, а также режиссерский замысел. На его творческом пути большое количество спектаклей. Он осуществлял постановки в Москве и во многих городах России, в театрах США, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Японии.
У Бархина свое собственное видение театра, которое выразилось в его первой самостоятельной работе, сделанной еще в 1970 г., «Чайке» по А.П. Чехову в «Современнике». Этот спектакль можно назвать одним из первых примеров постмодернистского мышления в отечественной сценографии, что выражалось в оформлении сцены как скоплении индивидуальностей (персонажи, а не ансамбль), природы (деревья, кусты), кусков архитектуры. Соединение разного и разностильного. Он с легкостью применял на сцене различные стили, играл с декорационными формами старинных театров, сочетая откровенно театральную бутафорию и натуральные фактуры.
Многие театральные художники сегодня создают свои собственные независимые уникальные проекты: инсталляция, живопись, графика. Поскольку работа в театре все-таки связана с внешним давлением от режиссера и может противоречить внутренним творческим терзаниям художников. Их собственные темы и идеи видоизменяются и приспосабливаются к желаниям других людей. А в своих индивидуальных проектах художники сосредоточиваются только на себе. Именно поэтому многие из них постепенно дистанцируются от театра.
Александр Шишкин - один из наиболее ярких известный театральных художников современного российского театра, который помимо работы в театре создает свои уникальные проекты. Один из подобных проектов А. Шишкина - «Головной отдел». Это серия металлических голов, внутри которых расположены разные мизансцены с участием бумажных
человечков. Интересно, что в этом проекте автор использует одного персонажа, помещая его в различные ситуации. Это напоминает своеобразную раскадровку, анимацию.
Значимым примером в контексте постановочных инноваций, в том числе информационных технологий, является Мариинский театр. Постановка оперы Р. Вагнера «Летучий голландец» (1998 г., режиссер Т. Чхеидзе, художник Г. Цыпин) является одним из ранних примеров использования новых технологий в создании макета и сценографии (видеоинсталляция), что позволило включить новые смыслы в общую концепцию художественного образа спектакля.
Нельзя не назвать и проекты режиссера А. Могучего и сценографа А. Шишкина «Изотов» и «Кракатук».
Постановка «Изотов» (2009 г.) по пьесе М. Дурненкова, представленная в полноправном соавторстве, показывает вариант использования других средств, входящих в общее понятие «новые технологии». Благодаря новым технологиям в образную структуру постановки входят несколько пространств. Одно из них двухмерное - это пространство смерти, созданное графической проекцией на экране; другое - трехмерное - пространство жизни, куда пытаются возвратиться герои; третье - четырехмерное, возникающее тогда, когда к пространству жизни добавляется «взгляд бога» - проекция, получаемая при помощи видеосъемки «в реальном времени». Визуальный образ спектакля складывается за счет разнообразных составляющих: сценических эффектов, игры света, цирковых трюков.
Постановка «Кракатук» - это современное видение сказки Гофмана «Щелкунчик», в котором используется новейшие технологии. Цирк, балет, гимнастика, пиротехника, мультимедиа и классическая музыка Чайковского, обработанная ди-джеями России - все это сливается в новый тип постановки. Благодаря огромному мультимедийному экрану цирковая арена превращается то в поле битвы, то в каток. Трехмерная графика до неузнаваемости меняет декорации спектакля, комната главной героини превращается в огромный часовой механизм, где она крутится, поспевая за стрелками, взлетая вверх и снова опускаясь на землю, оказываясь вдруг в своей постели в маленькой уютной комнате. Около 60 танцоров, артистов, гимнастов, акробатов и циркачей находятся на одной сцене, а в некоторые моменты - и на высоте 15 метров над ней. Более трехсот роскошных костюмов были созданы специально для постановки Александра Шишкина.
В драматическом театре, где доминирует сценографическая концепция, освоение пространства сцены с использованием новых технологий происходит динамичнее. В музыкальном театре, в котором главными со-
ставляющими постановки являются музыка и исполнительское мастерство, особенности традиционной музыкальной режиссуры, использование новых технологий происходит в экспериментальной форме. Например, для создания нового уровня эскиза и макета театральной постановки или презентации нового проекта спектакля, современные художники осуществляют маркетирование в трехмерной проекции планшета сцены, используя программу 3D Studio Max. Например, сценографии оперы «Царская невеста» и проекта оперы «Аида» в 3D Studio Max.
Все эти приемы использования техники и возможности мультимедиа, изложенные выше, вполне можно осуществлять на сценических площадках бурятских театров, как и использование сценографии из аудио- и видеофайлов, чтобы облегчать выездные выступления, как это было сделано в Санкт-Петербурге для выступления казахстанского театра Б.Г. Аюханова (художник Т.В. Астафьева).
В оперном театре, в отличие от драматического, синтез искусств происходит на основе музыкального материала. Достаточно сложно сразу отойти от стандартных, привычных приемов в постановке спектакля, тем более после долго перерыва. В этом смысле бурятский оперный театр пока в большей степени остается классическим.
С развитием визуального оформления спектакля одновременно усиливается интерес к традиционному (натуральному, конструктивному, живописному, графическому) решению декорации. В этом смысле бурятские сценографы сохраняют основу культурных традиций, сформировавшихся в национальном театре на протяжении многих поколений. Постановщики продолжают актуализировать театр как форму духовной коммуникации общества.
В современных спектаклях широко используются видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, множество световых спецэффектов, светодиодные костюмы, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением. Сегодня компьютерная графика превратилась в широкодоступный инструмент сценографа. В настоящей визуальной эпохе применение передовых технологий в театре очень распространено в сценографии. Новые информационные программы позволяют создавать в компьютерном пространстве эскиз постановки, в котором на сцене появляются виртуальные актеры, предметы декораций, интерьер и другие объекты. В таком моделировании сценического пространства происходит освоение потенциальной сцены, на которой будет происходить сценическое действие, где режиссер с точностью до секунды может воспроизвести композиционную структуру мизансцен. Такая форма подачи спектакля популярна в коммерческих театральных проектах, где доминирует зрительный образ.
Сейчас происходит становление нового типа творческих отношений «художник - машина», сквозь призму которых осуществляется восприятие мира в виртуальном пространстве [10]. Такой симбиоз искусства и современных технологий, необходимый для выбора оптимальных творческих решений, моделирования сценографии и постановочного процесса, позволяет достигнуть результатов, отвечающих потребностям современного зрителя.
Несмотря на то, что постмодернизм подразумевает отказ от любой традиции, любого общепризнанного авторитета, любой системы взглядов, в современном театре происходит синтез традиционных театральных технологий (производство жестких декораций из деревянных брусков, фанеры, стальных и алюминиевых труб различного профиля, производство мягких декораций, живопись анилиновыми и акриловыми красками на традиционных материалах (двунитка, кирза и тюль), аппликация, художественные скульптурные работы для изготовления деталей декораций, бутафории - мебели и реквизита) - с современными мультимедийными технологиями: светодиодные табло, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункци-ональные световые приборы, интерактивный пол, интерактивное стекло.
В данном случае нам интересно рассмотреть современные мультимедийные технологии и то, как они применяются в сценографии.
Светодиодные табло. Они подразделяются на три класса: монохромные, полноцветные и многоцветные. Воспроизводят компьютерную графику и анимацию с видеокамеры, ноутбука и других источников.
Проекционные натяжные экраны. Подобные экраны отображают информацию, которую получают от проектора. Есть несколько видов проекционных экранов: моторизованные, подпружиненные и мобильные.
- У моторизованных экранов в комплекте есть электромотор, при помощи которого можно опускать и поднимать экран.
- Подпружиненные - это экраны с ручным приводом; разворот полотна и обратное скручивание нужно производить вручную.
- Мобильные экраны имеют такую конструкцию, с помощью которой их можно сворачивать и переносить. Цель конструкции мобильных экранов одна: обеспечить быстрое разворачивание или свертывание, а также удобство при транспортировке.
Плазменные панели разных диагоналей. Их применяют при проведении крупномасштабных шоу. Но, в отличие от светодиодных табло, в скомпонованном виде сборный экран не образует единое целое, так как видны рамки каждой панели.
Мультифункциональные световые приборы. Благодаря им расширились возможности светового художественного оформления. Эти приборы объединяют в себе две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фокусировать, менять размеры. Проекция может осуществляться на поверхности сцены, стен, потолка, декораций.
Светодиодные матрицы. Эти экраны предназначены для создания полноцветного видеополотна больших размеров. Такой широкий формат экрана может целиком образовать задник сценической площадки. Благодаря специальной аппаратуре управления существует возможность синхронизировать все имеющиеся на панели светодиоды и превратить их в чрезвычайно реалистичную отображаемую динамическую картинку. Возможность синхронизации с аудиосистемой позволяет транслировать не только видеоизображение, но и звук.
Интерактивный пол и стекло. Создание интерактивной графики, при которой человек своими движениями на медиа-платформе оживляет видеоизображение.
Становление новых технологий в театре в контексте исторического развития связано с изменениями сценографической образности картины мира, с развитием социально-эстетических особенностей различных эпох, с возникновением зрелищной эстетизацией техники и нарастающим влиянием технической оснащенности театра, способствующим созданию новых жанров и форм зрелищных искусств.
Влияние информационных технологий на развитие современного театрального искусство велико, что выражается в особой специфике художественной образности сценического произведения, в формировании нового типа театрального художественного пространства, а также в изменении характера диалога художественного произведения и зрителя.
Технологическая избыточность или конец сценографии?
Итак, мы видим, как формируются новые тенденции в развитии современного театра, такие как экспериментальность, технологичность и зрелищность. В результате появляются новые принципы художественного оформления спектакля, которые отвечают ведущим тенденциям развития мирового театрального искусства (интерактивность, симультан-ность, многомерность). Кроме того, использование новых технологий позволяет повысить конкурентоспособность спектаклей в условиях современного художественного рынка.
Виртуальное искусство, вошедшее в современный театр в начале XXI в., внесло в театральное зрелище уникальные возможности имитации реальности, отражения жизни в трехмерном отображении места действия, трансформации времени и пространства, способствовало совершенствованию технологий создания спектакля. Информационные технологии позволили предоставить зрителю онлайн трансляции мировых премьер и форму интерактивного вовлечения его внутрь театрального действия.
Таким образом, сценография с использованием компьютерных и медиатехнологий является актуальной художественной формой спектакля. Компьютерное моделирование сценографии позволяет корректировать первоначальный художественный замысел и особенности его воплощения. Благодаря использованию синтеза технологий в сценографии постановочный процесс приобретает новое качество, становится изобретательнее, точнее в выборе методов создания художественной формы спектакля, становится совершеннее, получая возможность комплексного решения постановочных задач.
Информационные технологии позволили сформировать новые подходы к сценографии, дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подробными профессиональными характеристиками: вариативностью, пространственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и специальных эффектов; возможностью точного воспроизведения и передачи их в цифровом формате.
Таким образом, сегодня использование возможностей новых технологий в художественных театральных мастерских - неотъемлемая часть и залог успешного осуществления театральной постановки. Технология занимает все более значительное место в процессе разработки пространства. Становятся осуществимы самые разные, порой нереальные вещи. Художник может себе позволить любые материалы, формы, свет. Благодаря технологии сценографическое дело имеет возможность развиваться.
Однако все более активно обсуждается вопрос о том, нужна ли сейчас сценография вообще, ведь музыка сама по себе сценографична, и многим художникам ее достаточно для того, чтобы получилась необходимая среда. Сценография важна для актеров, им обязательно нужна созданная вокруг них среда. Также это важно и для критиков, они зачастую оценивают сценографию спектакля по наличию технических приспособлений. Нужно создать перфоманс, чтобы удивить зрителя. Сегодня искусство сценографии во многом теряет традиции театральных художников и превращается в компьютерный дизайн.
Анализируя минусы в существующих примерах популяризации и массовости виртуальных и технических возможностей сценографии, социологи говорят о том, что интеллектуальная элита, соприкасаясь с массовой культурой, утрачивает былой вкус. В режиссерской концепции сценографического решения с использованием современных технологий порой наблюдается некоторая усредненность, предсказуемость постановочных решений с использованием «стандартного» набора средств мультимедийного минимализма (звук, свет, видеоряд, спецэффекты).
Использование разнообразных новых технологий в сценографии остается достаточно спорным вопросом. Безусловно, компьютерные эффекты могут увеличить количество средств достижения художественной выразительности в театре. Но в то же время дисбаланс визуальных технологий с художественными элементами может сделать спектакль похожим на кадры из фильма или дешевые иллюстрации. «Самодостаточность искусства означает только то, что для осуществления в культуре своей роли ему необходимо быть искусством, а не чем-нибудь еще» [11]. Публика, постановщики, актеры по-прежнему надеются, что внедрение такой техники не исказит идею и дух самого театра и не превратит его в сценический аналог некоторых голливудских «произведений», где эффекты используются исключительно ради самих эффектов.