Клавдія Редер
Cтало известно имя нового интенданта Wiener Festwochen — швейцарский режиссёр с мировым именем, Мило Рау, вступит в должность с 2024 года.
О его назначении сегодня сообщило издание Der Spiegel. Мило Рау сменит Кристофа Слагмюлдера, занимавшего эту должность с 2019 года.
«Я не могу дождаться момента, когда присоединюсь к большой традиции Wiener Festwochen, чтобы создать грандиозный, противоречивый, мистический театральный фестиваль, — приводит Spiegel слова режиссёра. — Он должен стать событием для всех — многоголосый, яростный, боевой мировой театр».
Мило Рау родился в 1977 году в Берне. С 2018 года был художественным руководителем NTGent в Бельгии.
С 2002 года Мило Рау создал более 50 спектаклей, которые участвовали в таких именитых фестивалях, как Theatertreffen Berlin, Festival d’Avignon, Biennale di Venezia и Wiener Festwochen. Его постановки всегда отличались спорностью и экспериментальностью, а при вступлении в должность в Гентском театре он и вовсе пообещал устроить «театральную революцию».
Рау — социолог по профессии, и все его спектакли также посвящены изучению общества, социальных и политических процессов в нём. Он является изобретателем особой театральной формы — reenactment. Многие его театральные спектакли представляют собой реконструкции громких преступлений в разных странах мира. В результате люди получают возможность стать их живыми свидетелями, переосмыслить ключевые социальные проблемы совеременности и проанализировать их последствия. Такими были спектакли «Репетиция. История(и) театра (I)»; «Пять легких пьес», которые были показаны в России на фестивале NET — Новый европейский театр.
Мило Рау также основал собственную театральную компанию «Международный институт политического убийства» (International Institute of Political Murder, IIPM). Первой постановкой IIPM стали «Последние дни Чаушеску» (2009).
Среди постановок Рау такие спектакли, как «Радио ненависти» (2011) о геноциде в Руанде; «Декларация Брейвика» (2012), где он исследует правый экстремизм; «Московские процессы» (2013), где режиссёр анализирует государственную цензуру в России (этот спектакль демонстрировался в закрытом ныне Центре Сахарова (признан в России иноагентом).
Напомним, что в 2017 году, когда церемония вручения Европейской театральной премии проходила в Петербурге, Мило Рау, который должен был получить награду в номинации «Новая театральная реальность», не смог присутствовать на церемонии в Александринском театре из-за неожиданно возникших сложностей с получением российской визы. Однако во время церемонии председателем жюри Европейской театральной премии, критиком Жоржем Баню, было зачитано письмо режиссера, в котором, в частности, говорилось: «Как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более, чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению». В том же письме Рау подчеркнул, что причины неполучения российской визы могут быть политическими: «С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера „Московских процессов“, в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну — будь то „Манифеста“, фестиваль „Золотая Маска“ или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы».