Алиса Сафонова
Яна Жиляева
26 июля во французском Авиньоне завершается 76-й театральный фестиваль. Впервые за его историю фестиваль открывал спектакль нефранцузского режиссера по нефранцузской пьесе — в парадном дворе Папского дворца режиссер Кирилл Серебренников показал постановку «Черного монаха» по рассказу Антона Чехова. Об этом и о других важных событиях фестиваля— в материале Forbes Life
Фестиваль в Авиньоне был основан в 1947 году режиссером и актером Жаном Виларом, уроженцем юга Франции, который решил, что грандиозные развалины средневекового города-крепости — идеальная декорация для современной драмы. После смерти Вилара в 1971 году фестивалем руководит директор, который избирается на несколько лет. В этом году завершил свою работу на посту директора режиссер Оливье Пи (Пи готовил выпуски фестиваля с 2014 года).
Начиная с 1966 года в Авиньоне идут одновременно два театральных фестиваля: In, с приглашенными режиссерами, заранее сформированной программой, с первыми лицами французского современного театра, и Off, объединяющий уличные театры, участвовать в котором за небольшой вступительный взнос может любая театральная компания.
Девизом фестиваля In этого года Оливье Пи выбрал сказочный зачин Il était une fois. В переводе с французского — «жил-был». Тем самым он будто предложил сочинить историю человечества заново. Ведь как показали последние президентские выборы, в нынешней Франции один нарратив противоречит другому, а для единства народа необходимо общее повествование для всех.
Участники программы интерпретировали девиз каждый на свой манер. Актриса и режиссер Маэль Поэзи показала в Авиньоне Anima, перформанс, включающий танец, спектакль и видео. Бельгийский хореограф Ян Мартенс, которого Пи в интервью Madame Figaro назвал сверходаренным, представил в курдонере Папского дворца Futur proche — «Близкое будущее» — свою хореографическую версию мира, находящегося во власти глобального потепления и пандемий. А режиссер и хореограф Элиз Вижье в клуатре Бенуа XIII — неокабаре, посвященное Анаис Нин, писательнице, модели, красавице, роковой женщине и любовнице Генри Миллера. Режиссер Кристоф Рок (в 2017 году он ставил «Амфитрион» Мольера в театре Фоменко) привез на фестиваль шекспировского «Ричарда II» с Мишей Леско в главной роли.
Одной из главных задач Пи было сделать фестиваль действительно интернациональным. С этой идеей он пришел к руководству фестиваля осенью 2013 года.
Замысел удался. В фестивале этого года участвовали и иранец Амир Реза Кухестани, и представители Афганистана и Палестины. Сам Пи уже этой осенью после двух мандатов должен будет уступить место директора португальскому постановщику Тиаго Родригесу.
Открыл фестиваль во дворе Папского дворца спектакль «Черный монах» Кирилла Серебренникова, поставленный по одноименной повести Чехова 1894 года. Перед началом спектакля на фасаде Папского дворца высвечивались логотип «Гоголь-центра» и фраза Stop war, а на площади у дворца стояли с плакатами «Русская культура убивает» украинские активисты. Для Серебренникова приглашение в Авиньон в этом году стало четвертым по счету. Оливье Пи, который познакомился с творчеством русского режиссера в Вене, в 2019 году уже показывал на фестивале его Outside, в 2016-м — «Мертвые души», в 2015-м — «Идиотов». В этот раз Пи сознательно пошел на риск с «Черным монахом». Спектакль был холодно принят критикой и вызвал волну обсуждений за кулисами.
Хотя о политике на фестивале In не говорят напрямую (эту позицию активно критикует, в частности, театровед Жан Марк Адольф), Пи не мог не знать, что премьеру фильма Серебренникова «Жена Чайковского» на Каннском кинофестивале сопровождали призывы к бойкоту. Даже лояльные критики, такие как Беатрис Пикон-Валлян из Humanité, выступающая против бойкота российского искусства, отметила спорный статуса мученика, созданного режиссеру европейской прессой, и указывала на связь Серебренникова с кремлевской администрацией и ее сотрудником Владиславом Сурковым. Предваряя трансляцию спектакля на канале Arte, ведущая отмечала, что сегодня «Серебренников — фигура русской культуры, на которую обращены все взгляды». Как и в «Черном монахе», героям нашего времени предстоит сделать трудный выбор, говорила журналистка Arte: «Нужно ли ставить русскую культуру на паузу или дать возможность высказаться таким авторам, как Серебренников, которые предпочитают работать в этой ситуации».
Материал по теме
Авиньонский фестиваль решил вопрос в пользу Серебренникова: спектакль прошел восемь раз и завершился 15 июля большим русским праздником за сценой. Поздравить режиссера и его артистов за кулисы во двор Папского дворца пришли режиссер Дмитрий Крымов, артисты Юлия Ауг и Анатолий Белый, театральный критик Марина Давыдова, композитор Дмитрий Курляндский. По инициативе главы французской театральной компании AutreMina, хореографа и танцовщика Мити Федотенко было решено провести дни солидарности с русскими артистами-диссидентами и артистами-украинцами 18–19 ноября в Кане. Свое пространство для дискуссий и перформансов предоставляет хореограф Карин Сапорта, руководитель компании Le Dansoir. «За кулисами в Авиньоне возникло чувство единения. Логически нашлись ответы на все вопросы: нужно заниматься своим искусством, своим делом. Россия там, где ты работаешь», — рассказал Forbes Life Митя Федотенко.
Если в рамках In о политике открыто не говорят, то на Off у украинских артистов действовал «Павильон будущего», которым руководил режиссер Виктор Урбан. Павильон был создан La Manufacture, независимой структурой, которая с 2001 года работает на фестивале над проблемами политической видимости и инклюзивности.
Stub
Nin In The Mirror режиссера и хореографа Элиза Вижье (Christophe Raynaud de Lage·Festival d'Avignon)
15 июля в рамках Off состоялась премьера спектакля «Восход богов». Пьеса, написанная драматургом Мариусом Ивашкявичюсом, основана на реальных событиях и свидетельствах актеров из Украины, Литвы и Белоруссии. С 17 по 26 июля на фестивале идет спектакль Égalité, «Равенство» сирийца Навара Булбулы, построенный как воображаемый диалог между Мишелем Сера, социологом-антропологом, похищенным и убитым в Бейруте в 2005 году, и его сирийским учеником Омаром, и затрагивающий одновременно тему варварства сирийского режима и подчеркнутую снисходительность к нему со стороны международного сообщества.
На прощание режиссер Пи поставил пьесу Ma jeunesse exaltée («Моя экзальтированная юность»). По традиции фестиваля, который не привык задумываться об удобстве зрителей, спектакль идет 10 часов с двумя часовыми антрактами. Прощание вышло неловким: 56-летнего Пи, который сам себя определяет как «гомосексуал, христианин и театрал», обвинили в излишней сентиментальности, а пьесу критик из Libération назвала «бурным занудством», лекцией, грешащей концептуальным излишеством. По мнению Le Monde, «искомая режиссером ирония оборачивается поверхностной демагогией, его выразительность — напыщенностью, его лирические отступления — проповедями». Спектакль — одновременно и прощание, и трепетное ожидание будущего. На фронтоне сцены написано Quelque chose vient («Что-то грядет»). Эта фраза — отсылка к Ça ne finira jamais («Это никогда не закончится»), слогану постановки 1995 года La Servante («Свет рампы»), спектаклю, который прославил режиссера Оливье Пи. Для критика из Humanité это еще одна форма признания в любви. Если «некоторые продают душу дьяволу, то Пи продал свою театру».
Фестиваль завершится вечером 26 июля в оперном театре Авиньона концертом Miss Knife et ses sœurs, в котором вместе с альтер эго Оливье Пи, самой Мисс Найф, примут участие украинские артисты кабаре Dakh Daughters и Анжелика Киджо из Бенина в сопровождении Национального оркестра Авиньон-Прованс. Как сообщил Оливье Пи в интервью Libération: «Когда мне было 20 лет, я принимал облик женщины ночью, а мужчины — днем. Тогда это не считалось чем-то самим собой разумеющимся. Зато сегодня меня бы просто назвали небинарным».