Зоя Игумнова
Когда в начале 1970-х Пина Бауш начала демонстрировать свои представления жителям небольшого городка Вупперталь, что находится в земле Северный Рейн – Вестфалия в ФРГ, — зрители уходили толпами из зала. Смелого, авангардного хореографа не принимали и не понимали. А сейчас на спектакли ее труппы невозможно попасть.
Билеты на выступления немецких артистов в Петербурге разошлись моментально. Перед началом спектаклей еще на подходах к Александринскому театру к каждому зрителю приставали жаждущие, пытаясь выкупить лишний билетик. Но расставаться с ними никто не спешил.
Капельдинеры в Александринке, встречая гостей, просили всех входивших заменить светлые маски на черные, которые тут же и выдавали. «Таков замысел постановщиков», — интриговали служители. Когда раскрылся занавес, выяснилось, что на пустой черной сцене, ближе к правой кулисе, возвышается огромный черный валун. Световая партитура спектакля акцентировала внимание именно на нем.
В это время двое мужчин ритмично размахивали пустыми пластиковыми бутылками, разрезая воздух, и от его движения раздавался гудящий звук. Ритмичности добавляли двое дерущихся на длинных деревянных палках — их схватка больше напоминала брачный танец журавлей. Но всё прекратилось, как только на сцене появилась девушка на шпильках с пустым бокалом в руке. Пытаясь услужить барышне, неуклюжий ухажер, наливая в бокал воду, пролил ее мимо. С этого момента начинается путь воды через весь спектакль. Она в «Полнолуние» выходит из берегов, заполняя собой всё вокруг.
В спектакль вода вливается постепенно, набирая силу и скорость с каждым действием. Начинается всё с розлива по бокалам, а затем она становится языком общения. И вот уже на сцене лежат два героя и ведут диалог, пуская друг в друга струйки жидкости изо рта. Тем временем вода незаметно наполняет бассейн в глубине сцены. Утонуть в нем невозможно — воды там всего-то по щиколотку. Водоем олицетворяет импровизированную реку жизни, которую герои пытаются пересечь вброд, не замочив ноги. Но с каждой минутой это сделать всё сложнее и сложнее. Вода прибывает.
То ли желая осушить реку, то ли радуясь стихии, юноши, взяв в руки тазы и ведра, театрально наполняют их водой из бассейна и выплескивают ее на валун. Под потоками он красиво блестит. Для танцоров не составляет труда красиво соскальзывать по влажному камню в воду, а танцовщицы с легкостью устраивают заплыв в мелком бассейне. Одетые в вечерние платья, они на животе плавно скользят по воде из одной кулисы в другую. Этот номер особенно позабавил зрителей: они и не знали, что дурачиться можно так красиво. А кто-то переживает за девушек — ведь практически всё они исполняют еще и на шпильках. При меньшем профессионализме можно было бы запросто получить травму на мокрой сцене, выполняя очередное замысловатое па...
Чтобы обрушить еще более мощный поток восторга на зал, вода полилась еще и с потолка сцены. Чем ближе к антракту, тем сильнее был «дождь». В антракте сцену насухо протерли, но с третьим звонком потоп начался снова. Накал эмоций к тому времени был невероятно высок. Девушки эффектно разбрызгивали воду мокрыми волосами (а все танцовщицы труппы Пины Бауш — обладательницы длинных волос!). Платья облепили их, подчеркивая сухие, жилистые тела. Мужчины с размаху окатывали друг друга из ведер. Несмотря на запрет съемки, удержаться от того, чтобы не запечатлеть втихаря эту водную феерию, было просто невозможно!
За происходящим на сцене очень интересно следить. В движении и воды, и танцовщиков — невероятная мощь и сила. Кажущиеся хаотичными танцы на самом деле тщательно выверены и отрепетированы. Артисты не допускают отсебятины. Всё, как было при Пине Бауш. Это спектакль о любви — и сделанный с любовью.
В знак признательности и особого уважения к публике свои реплики между сценами немецкие артисты произносили на русском языке. Хотя их к этому никто, в принципе, не обязывал: например, выступая в Париже, они говорили со зрителями по-английски.
Три часа представления протекают, словно дождь сквозь сцену Александринки. А послевкусием остается музыкальный ряд, который хореограф подобрала для «Полнолуния». Одной из основных музыкальных тем спектакля стала Memoires Du Futur Рене Обри — музыка, обладающая магией. Еще в постановке можно услышать знакомые мотивы Тома Уэйтса, Амона Тобина, Александра Баланеску, Сat Power, Карла Крэйга, Джюна Мияке — и даже произведения электронного дуэта Leftfield, группы Magyar Posse, Ненада Джелича. Такие разные авторы, а микс из их произведений создает иллюзию единого сочинения.
С премьеры «Полнолуния», которую выпускала Пина Бауш, прошло 15 лет. Исполнительский состав претерпел закономерные изменения. Но в труппе еще есть танцовщики, с которыми репетировала Пина,
Спектакль «Полнолуние» Пина Бауш поставила незадолго до того, как внезапно скончалась (это случилось в 2009 году). Последний отрезок ее жизни связан с Вимом Вендерсом, который сделал фильм «Пина» и представил его на Берлинском кинофестивале в 2011 году. Кино режиссер начинал снимать еще при жизни героини. Пина подбирала спектакли, которые могли бы войти в фильм, и сама начала сниматься. Каждый раз, когда Вендерс видел происходящее на сцене, его дух захватывало настолько, что он хотел заразить этим зрителей и передать им свои эмоции. Но снятый материал — это не живое выступление. Решение нашлось с появлением камер 3D: «Пина» стала первой картиной Вендерса, изготовленной с помощью новых технологий.
Закончил фильм режиссер уже один, без Пины Бауш. Ее фраза «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали» стала лейтмотивом картины. Фильм «Пина» во многом помог сделать спектакль «Полнолуние» культовым, но и без того он считается одним из самых красивых, остроумных и поэтичных в творчестве хореографа. Вряд ли «Полнолуние» уйдет с афиш «Танцтеатра Вупперталь».