Алла Шендерова
На фестивале NET показал спектакль Филиппа Кена «Farm Fatale» («Роковая ферма»). Создатель парижской «Вивариум студио» выпустил спектакль вместе с «Нантер Амандье», авангардным театром парижского предместья, которым он руководил раньше, и мюнхенским Каммершпиле.Действие спектакля проходит в белом стерильном пространстве. Впрочем, тут есть только пол и задник, у которого стоят простые деревянные рамы с люминесцентной надписью «Farm fatale» и небольшие брикеты сена. Сверху вместо люстры спускаются белая и черная тряпки (автор сценографии — Николь Марианна Вытычак). Приглядевшись, в черной различаешь жаворонка — ту самую птичку, о которой поется в старой французской песенке: «Alouette, gentille alouette…».
«Название нашего шоу воплощает идею об угрозе, экокатастрофе и даже судном дне, который человечество приближает для окружающей среды»,— объясняет Кен. «Роковую ферму» он решил перенести в цирковое измерение — создать дистанцию по отношению к героям с помощью масок, чтобы зрители не подумали, будто он издевается над кем-то конкретным.
Пять персонажей спектакля — пять женских и мужских пугал (головы актеров затянуты масками, волосы напоминают солому, а их движения по-детски неловки), которые в прошлом работали на ферме. История у каждого своя, но итог один: недальновидные фермеры разорялись и умирали — «они вообще смертны», охает пугало Сиси. Так что Сиси, Рассел, Мит, Глобби и примкнувший к ним по ходу действия Пекюше основали собственную ферму, где любовно охраняют какие-то гигантские яйца, играют отличную музыку и ведут передачи собственной маленькой радиостанции. Для кого она вещает — вопрос, потому что человеческая цивилизация, похоже, кончилась.
Впрочем, люди здесь, конечно, не главное. Обсуждая темы будущих передач, соломенные активисты собираются позвать на интервью ГМО-морковь — до сих пор ГМО-овощи были стигматизированы, но пора уже узнать их точку зрения.
Овощи не появляются, но трепетно относящаяся ко всему живому Сиси пытается взять интервью у пчелы Маргарет, для чего использует микрофон, прикрепленный к вилам. Пчела говорит только по-валлонски, и пугало Рассел, в чьих резиновых лапах она жужжит, берется быть переводчиком. В ходе беседы выясняется, что из-за экологических проблем валлонские пчелы теряют ориентацию и не знают, куда лететь. Разговор кончается неловкостью: Сиси, решив выяснить природу отношений пчелы с грибами, спрашивает, включают ли они секс и вообще, как Маргарет планирует размножаться. Респондентка, возмущенная нарушением личных границ, улетает.
Как и в прочих спектаклях Кена, герои много и красиво поют, атмосфера на «Фарм фаталь» царит не постапокалиптическая, а вполне человечная. По форме это традиционный спектакль со сценой и залом, но никакой холодной «четвертой стены» не ощущаешь. Наоборот, кажется, что ты внутри. Но, принимаясь подпевать очередной песенке про птиц (про кого же еще петь огородным пугалам!), впервые понимаешь, о чем она: жаворонка (alouette) поймают, свернут шею и ощиплют, чтобы съесть.
Любая веселая сценка спектакля кончается каким-то неприятным открытием.
То вдруг соломенные существа увидят вдали фермера, который мучает, а потом убивает корову. Кто-то из пятерых тут же предложит убить и фермера — ответить насилием на насилие. Его остановят, но насилие, не проникая в атмосферу спектакля, все равно напомнит о себе — в конце концов, дело ведь не только в жестокости человека: в природе все тоже основано на борьбе за выживание.
На одном из брикетов сена написано «Umleitung» (в переводе с немецкого — «объезд») и нарисована стрелка. Обещает ли это выход на ровную дорогу и для кого? Остается без ответа и то, куда решают мигрировать огромные яйца, заботливо укутанные сеном. В финале герои вдруг сообщат, что «яйца решили переместиться», и соберутся в путь, взяв на руки своих таинственных «питомцев». Кто из них вылупится, мы, видимо, узнаем в следующем спектакле Кена. Если апокалипсис не наступит раньше.
Режиссер: Филипп Кен
Создатели и исполнители: Лео Гобен, Себастьен Джакобс (часть, созданная Штефаном Мерки), Энн Стеффенс (часть, созданная Юлией Ридлер), Гаэтан Вурк
Сценограф-соавтор: Николь Марианна Вытычак
Художник по костюмам-соавтор: Нора Штокер
Маски: Бригитта Франк
Стейдж-менеджмент: Элоди Доге
Свет: Венсан Кретьен
Звук: Феликс Пердеро
Драматург: Мартин Вальдес-Стаубер
Драматург-соавтор: Камилла Луи
Постановка создана совместно с Национальным драматическим центром «Nanterre-Amandiers»
На границе между человеком и марионеткой, крестьянином и пугалом существуют пять персонажей «Farm Fatale». Зрители оказываются в мире, напоминающем ферму — со стогами сена, кукарекающим петухом, щебечущими птицами и коллекцией сельскохозяйственных инструментов. Однако в этом мире люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды. Только группа поэтов-пугал продолжает жить, управляя независимой радиостанцией. Они поют, придумывают лозунги и иногда философствуют. Замаскированные и говорящие искаженными голосами, клоуны, настроенные на пульс планеты, могут показаться несколько знакомыми. Эти мужчины и женщины, стремящиеся к лучшему миру — мечтатели и активисты с очаровательной и опьяняющей склонностью восхищаться красотой и разнообразием природы.
Обезоруживающе забавные и добрые герои «Farm Fatale» живут словно растения или животные — каким-то образом они пытаются держаться подальше от безудержного капитализма, который уничтожает леса, земли и океаны. Они воплощают собой то, что Филипп Кен описывает как «театр постапокалиптического замедления».
Европейское признание Кен получил после основания «Вивариум Студио», в состав которой вошли актеры, художники, музыканты и одна собака. Спектакли этого французского режиссера часто основаны на сценографии, воспроизводящей замкнутые экосистемы — своеобразные виварии, где подробно и беспристрастно показаны повадки человека в экстремальных обстоятельствах.