Майя ДиНоваева
Что вызывает у человека шок? Секс, кровь, насилие… Любая дисгармония, бьющая по человеческой натуре. Порой, этими инструментами психологического воздействия пользуются трибуны и режиссеры, чтобы попытаться «разморозить» общество, что-то изменить, устроить революцию, «прорыв». Такие работы появляются во времена застоя, когда недавно отгремевшие «социальные войны» еще не привели к своим идеальным результатам, а люди, устроившие «передышку», засиделись на своей «сиесте».
Один из самых громких скандальных спектаклей мира носит провокационное название «Монологи вагины». Он был поставлен по документальной пьесе лесбиянки и феминистки Ив Энслер в 53 странах мира. «Что бы сказала ваша вагина, если бы умела говорить?» - такой вопрос задавала женщинам Ив, собирая вербатим. И те рассказывали о своих комплексах, страстях и желаниях просто и без прикрас. Такое спокойное откровение в обсуждении табуированной темы вызвало шок у публики и до сих пор продолжает вызывать.
Ответ сексуальной теме дал Кирилл Серебренников . Спектакль «Голая пионерка» с Чулпан Хаматовой в главной роли задевал гендерный вопрос, и, прежде всего, - в драматургии, нежели в прямом действии на сцене. Жесткая драма Михаила Кононова о пионерке Маше Мухиной, которая отправляется на фронт, чтобы отомстить за своего любимого, у Серебренникова превращается в «страсти всепрощающей души». И благодаря этому возводит сексуальную драму о проституции на фронте в ранг воспевания женщины-искупительницы.
В ином контексте рассматривает сексуальную тему Роман Виктюк в своем легендарном (и многим уже набившим оскомину своей культовостью) спектакле «Служанки». Здесь - тема власти: физической, духовной, человека над человеком, человека над самим собой, вообще его позволения властвовать. В роли служанок (в противовес субреткам французского драматурга in original) – полуобнаженные мужчины в расцвете лет с красивыми телами, утонченными жестами и превращенными в черно-белые панно масок лицами. Это спектакль-эстетство, создание «живой» картины, анимации из театра, которая проникает через символику образов в человеческое нутро и в очередной раз поднимает тему «твари дрожащей» (и не только), красиво и сексуально.
А вот «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова – шокотерапия как она есть. Режиссер пользуется почти всеми «кровавыми» средствами американских ужастиков, чтобы вызвать эмоциональную реакцию отторжения у зрителя (если только зритель не умеет смеяться над подобным). История повествует об авторе страшилок, которого обвиняют в подстрекательстве детей к самоубийству. По сцене действительно бродят двое детей: девочка-Иисус и кровавый мальчик, которые изображают «главы» из романов подсудимого, где творится насилие и жестокость над малолетними. Абсурдизм во главе угла и никаких границ - работает на ура: публика получает нужную ей встряску, не углубляясь в колодцы философских рассуждений.
Самый «свежий» из вышеперечисленных спектакль-скандал – «Идеальный муж» Константина Богомолова. Еще только создавая эту постановку (ахтунг-эксперимент вслед за «Человеком-подушкой»), режиссер называл ее «самым скандальным проектом года». Спектакль нацелен на обличение современности в стиле сумасшедшего дома человеком, который способен использовать литературные клише и глубинные подтексты для плетения словес на актуальные темы и затягивать удавку на шее непосвященных. Это «взрыв мозга» в прямом смысле слова, когда на публику выливается пестрая жижа содержимого черепа современного интеллектуала, которого в какой-то мере не устраивает нынешний мир. Здесь под обличение попадает каждый, ибо в каждом сидит какой-то комплекс одного из поколений, напичканных ими выше крыши. «Идеальный муж» вполне заслуживает одной из голливудских фраз: «Интересно, он планирует это заранее или импровизирует?».
Эти скандалы уже состоялись, говорить о них уже не модно. Общество, правда, смакует их до сих пор и, в ожидании очередных, следит за новостями топовых скандальных режиссеров. Словно «подсевшая» на них, как на «иглу с цветными снами», на адреналин для мозгов, источник для self-building в области искусства, целевая аудитория их постановок жаждет MORE...
Общество способно перемолоть все, и уже мало что способно перемолоть нынешнее общество. Но, начав по традиции с эмоциональных пугалок и колоритной шокотерапии, режиссеры постепенно переходят от воздействия на эмоции и страхи человека - к воздействию на души, а это можно сотворить только очень тонкими инструментами. Скальпелем, например...