.....
Театр Питера Брука - это не театральное помещение, и не театр, носящий его имя. Это та панорама спектаклей, которые были созданы им и объединены его волей, его талантом, его театральной идеей. Судьба Питера Брука уникальна - уникальна той творческой длительностью, что сопровождается неиссякаемостью идей и силы артистической воли.
Он родился в 1925 году. Обучался в Оксфордском университете.
Свою режиссерскую деятельность Брук начал в 1943 году постановкой "Трагедии о докторе Фаусте" Марло в театре "Торч" (Лондон). Ему было всего лишь 17 лет. А к 20 годам Брук создал уже 6 спектаклей в профессиональных театрах, в том числе один из них в знаменитом Бирмингемском репертуарном театре. Это были "Адская машина" Кокто, "Пигмалион" и "Человека и сверхчеловека" Шоу, "Король Джон" Шекспира. С тех самых пор этого режиссера никогда не покидали ни слава, ни Муза. Завидная верность! Когда Бруку был только 21 год, Барри Джексон, обновляющий в то время Шекспировский мемориальный театр, пригласил его в Стрэтфорд-на-Эйвоне. Уже через год молодой режиссер поставит здесь спектакль "Ромео и Джульетта" (1947). Это была сенсация. Критика начала писать о Бруке и спорить о его творчестве, что делает и до сих пор (только, пожалуй, уже не спорит).
О Бруке написаны горы книг и статей. Но все их авторы сходятся в одном, что Брук - режиссер великий и что именно он всегда будет представлять театр XX века.
Брук, конечно же, сторонник режиссерского театра. Все бруковские спектакли всегда выполнены в согласии с его личной художественной волей, его мыслями, настроениями. Все задавалось в них Бруком - вплоть до сценографии ряда спектаклей. Но при этом он всегда ставил спектакли часто совсем непохожие друг на друга. Очень разные. И все же в них было что-то объединяющее. Объединяющее все спектакли в одно целое - театр Питера Брука. И в этом "театре" Брук работал всю свою жизнь с неимоверным напряжением. До 1971 года им было поставлено 57 драматических спектаклей, 7 опер, 7 фильмов, 5 телеспектаклей (причем сценарии четырех были написаны самим Бруком). Кроме того, Брук пишет множество статей, дает интервью, а в 1968 году выпускает книгу "Пустое пространство"
Брук прославился шекспировскими постановками, но эти постановки буквально потрясали зрителей не только художественной новизной, но и убедительностью. Кто он - новатор-авангардист или консерватор? Брук всегда чтил традиции, многое в ней черпал, но консерватором, как и безудержным новатором-авангардистом, он никогда не был. Он был назван "великим" уже в 1962 году после постановки шекспировских "Гамлета" и "Короля Лира". Спектакль "Король Лир" был "мрачным и прекрасным". На концепцию этого спектакля и по признанию режиссера, и по наблюдению критики оказал влияние Сэмюэль Беккет. Брук считал тогда, что Беккет говорит миру свое "нет" совсем не с чувством удовольствия. Его отрицание ("нет") - это следствие тоски по утверждению ("да"). Режиссер показал в своем "Лире" мир холодный и довольно страшный - мир, который пропитан бездуховностью, аморальностью и бесчеловечностью. Но в нем все же можно стать человеком - стать ценой большого страдания. В жесткости бруковского спектакля отражалась как в зеркале современность, день нынешний. Действие спектакля развертывалось в "пустом пространстве", которое зрители воспринимали или как вытоптанную, выжженную землю, или вообще как мировое пространство. В спектакле почти не было ни реквизита, ни декораций. А вместо задника были использованы куски ржавого железа.
Для Брука Шекспир - автор знаковый. Брук сделал его своим современником. Он ставит Шекспира много-много раз. Он осуществил ряд шекспировских постановок в Мемориальном театре Стратфорда-на-Эйвоне - "Бесплодны усилия любви", "Мера за меру", "Зимняя сказка", "Тит Андроник". Шекспир любим Бруком именно потому, что он смог соединить (совместить, пронизать) в себе две правды - правду мира внешнего и правду души человека. Брук никогда не бежал от реальности, он считал, что театр просто обязан давать истолкование внешнему миру. Но в центре этого мира стоит человек. Критики говорили, что человекоцентризм Брука напоминает богоборчество английских романтиков. Однако для Брука на первом плане все же были социальные и научные принципы понимания мира. Здесь можно сказать и о том, что Брук с интересом относился к "эпическому театру" Брехта, но при этом не поставил ни одной его пьесы, хотя своих современников ставил - Вайса и Дюрренматта, Элиота и Грэма Грина, Миллера и Уильямса, Сартра, Кокто, Ануйя. Но были ли для Брука помимо немца Брехта другие значимые имена? Он называет также и француза Арто.
Критики считали, что спектакли Брука 1940-х годов можно отнести к "театру жестокости". В это время Арто еще не умер - он жил до 1948 года. Но все же Брук стал увлекаться Арто значительно позже, в 60-е годы. Впрочем, именно в это же время началась общеевропейская мода на Арто. В 1963 году Бруком была открыта театральная мастерская для изучения театра Арто. Специальная труппа, созданная при Королевском шекспировском театре, в течение нескольких месяцев репетировали пьесу Ж. Жене "Ширмы", сюрреалистический этюд Арто "Струя крови" и мини-пьесу Д. Ардена "Жизнь коротка, искусство вечно". Но эта программа не имела успеха - публика недоумевала, а критика упрекала режиссера в том, что и он погнался за модой. Но все же Брук добился своего - он поставил пьесу П. Вайса в духе "жестокого театра" и имел значительный успех. Собственно, родство Брука и Арто тут держалось на их нелюбви к коммерческому театру, к господствующему театральному стилю, к сытому самодовольству. Но важны были и поиски интуитивных начал в искусстве актера.
Но ни Арто, ни Брехт не вытеснили из сердца режиссера Шекспира. Шекспировский мир и шекспировское описание жизни во всей ее полноте и трагичности, во всей контрастности и одновременности существования грубого и плоского с интеллектуальным, простого и возвышенного - все это для Брука единственный, равнозначный самой жизни мир. Именно Шекспир дал возможность режиссеру говорить о "тотальном театре" - всеобъемлющем, живом, динамичном. Брук поставил 12 пьес Шекспира и один фильм.
Брук ставит много, ставит спектакли разных жанров. Так, им в лондонском театре "Ковент-Гарден" была поставлена опера "Борис Годунов" (1948), в нью-йоркской "Метрополитен-опера" - опера "Фауст". Его знаменитый спектакль "Гамлет" был показан у нас в стране. А в парижском "Театре Антуана" идет его постановка пьесы Миллера "Вид с моста". Большой общественный резонанс вызвал спектакль "US" (название имеет две расшифровки - как "Мы сами" и "Соединенные Штаты"). Спектакль был направлен против войны во Вьетнаме, но и касался английской жизни. Социальный пафос спектакля был очевиден, но ведь для Брука театр - это не место, "куда приходят отдохнуть от жизни", но, напротив, зрители делаются именно сопричастными жизни.
В 1968 году Питер Брук организует в Париже международную театральную группу. На ее основе в 1971 году был открыт Международный центр театральных исследований (МЕТИ). Его цель - соединение и изучение различных театральных культур. Свои эксперименты Брук проводит в разных странах. Например, с июня по сентябрь 1971 года МЦТИ пребывал в Иране. Брук там поставил грандиозный спектакль "Оргхаст" - спектакль шел на развалинах древнеперсидского города Персеполя. Этот спектакль стал главным событием Пятого фестиваля искусств Ирана. В 1972-1973 годах труппа МЦТИ путешествовала по Африке. Актеры играли в заброшенных деревнях, на лужайках и площадях, в университетских городах. Играли спектакли-импровизации. Во второй половине 1973 года труппа перебралась в США. Американцы увидели спектакль под странным названием "Совещание птиц", поставленный по мотивам старинной персидской поэмы. В Африке Брук занимался с актерами изучением ритуальной африканской культуры жеста. В этом оригинальном спектакле для него огромное значение имеет костюм, - режиссер считает, что у костюма есть "своя жизнь". В спектакле используется самый минимум декораций, но те, которые есть, особенно видны и значимы. Интрига, яркость, красота - все это есть в театре Брука этой поры. Труппа Брука состояла из 30 актеров.
В октябре 1974 года Брук открывает свой первый театральный сезон в Париже - он заключил на пять лет контракт с театром "Буфф дю Нор". Это был шекспировский "Тимон Афинский". А в январе 1975 года состоялась премьера спектакля "Ики" - он рассказывал об исчезнувшем африканском племени. Впечатление на Париж было произведено довольно сильное.
Брука всегда интересовали мировые культуры. Эпос индийский вылился в спектакль "Махабхарата". Здесь Питер Брук решал вопросы:
1. Что есть человек?
2. Что такое национальная проблематика?
3. Что есть театр?
На последний вопрос режиссер отвечает всю свою творческую жизнь - жизнь беспокойную, все время находящуюся в творческом обновлении. Брук уверен, что театр должен существовать не для отдыха и не для развлечений. А потому актер Брука всегда должен был "раскладывать персонаж", им играемый, на многие составные - раскладывать до тех пор, пока в нем не обнаружится истина.
Гротовский был известен своим парадоксальным стремлением к "бедному театру", а Брук выдвинул идею "тотального театра", "священного театра", "пустого пространства", которую раскрыл в своей книге с одноименным названием. Все спектакли этого режиссера удивительно разные - и в каждом из них режиссер словно "прячется". Он ставил Беккета потому, что разделяет идею драматурга: всякий виноват в этом мире, ибо принес в него частицу зла. Он ставит Шекспира, полагая, что Шекспир писал "для всех веков", но все же старается "выпарить" из него сентиментальность. В 1996 году режиссер ставит спектакль "О дивные дни" С. Беккета в театре "Види-Лозанн Э.Т.Е" (Швейцария). Этот спектакль был показан в Москве в рамках Международного театрального фестиваля имени А. Чехова. В 2000 году многие страны отметили 75-летие Питера Брука. Брук же считает, что искусство должно быть соизмеримо с миром, с его драматизмом и трагизмом. С его печалями и радостями. Но театр Брука-это не застывшая система. Это живой театр.