Екатерина Богопольская
Свой последний сезон 2009/2010 Брук закончил притчей о жизни и смерти двух мудрецов из суфийского ордена Тиджани, « Eleven and twelve ». Вэ том году для своего последнего спектакля он выбрал «Волшебную флейту» Моцарта, и здесь символически конец совпадает с началом, так как дальше руководить Буффдю Нор будут два антрепренера, Оливье Мантей и Оливье Пубель, пришедшие из мира музыкального театра.Сам патриарх так объяснил неожиданность своего выбора: «Не для того я всю жизнь боролся с традицией и утверждал, что театр должен постоянно развиваться, чтобы теперь назначить преемника, который следовал бы моей традиции». Он мечтал о «Волшебной флейте» давно, но поставил только сейчас. «Я всегда питал ненависть к этой застывшей форме, не только к жанру, но и к самому институту оперы»,- -не раз признавался Брук. Понятно, что и новая постановка - вольная интерпретация Моцарта, неслучайноназвание, «Une flûte enchantée », «Однаволшебнаяфлейта». 30 летспустяпосле «ТрагедииКармен», настоящей оперной революции, перевернувшей восприятие жанра, Питер Брук пытается открыть потому же принципу(отсутствие декораций, оркестра, упрощенное и театрализованное либретто, молодые исполнители) «Волшебную флейту» Моцарта. Photo Pascal Victor Что получилось? В театре Буффдю Нор, даже если патина времени эффектно просматривается сквозь красноватуют ерракоту, как известно, нет ни подиума, ни оркестровой ямы, так что магический круг образуютсами зрители, находящиеся в почти интимном контакте с исполнителями. Спектакль идет без оркестра, в облегченном варианте- избранные арии поются под стоящий на сцене рояль. Избранные- потому что опера сокращена до часа сорока, и это не спектакль большого стиля, а попытка возвращения к «зингшпилю», таким , каким, вероятно, он мог быть во время Моцарта - веселое представление, в котором арии (на немецком)чередуются с разговорными диалогами(здесь- на французском), в основном комическими.
Брук работает с оперными солистами, как с драматическими актерами. Молодые певцы, разгуливающие по сцене босиком и в современных одеждах, неплохоусвоилидраматическуюигру, особенноПапагено- ТомасДолье. Вообще, фарсоваяс торонау далась л учше всего, бесконечно остроумно додуманы диалоги, исполнители то и дело вступают впрямой контакт с публикой. Такария Зарастро о том, что «Женским сердцем должен управлять мужчина. Безтакогоруководстваженщиненевыжить», разбиваетсяироничнымобращениемоттеатравзрительныйзал: «Ачтовыпоэтомуповодудумаете, Месье?». ЗапутанныйизотерическийсюжетопоискахистиныпревратилсяподрукойБрукавбесхитростнуюисториюоромантическойлюбвипринцаТаминоидочерицарицыНочи, Папины. Естественновсямасонскаясимволика, всеэти « тридамы, трихрама, трижреца», лирическиехоралыбратства, отброшена. Наибольшимкупюрамподвергласьвсясюжетнаялиния, связаннаясобразомЗарастро, противостояниесветлогоитемногоначал, ЗарастроиЦарицыНочи, тоженевоспринимаетсявсерьез. Такжекакиспытания, которыедолженпройтипринц, лишеныкакой-бытонибылоэмоциональнойнасыщенностиидраматизма. Такаянаивнаясказка, гдеоперныепартии, дажеспетыеживоивременамивиртуозно ( какМалиаБенди-Мерад - царицаНочи), кажутсятолькофономдляглавного, театральноговысказывания, котороеведетблистательныйактерУильямНадилам( онигралкогда-тоГамлета ), одиниздвухКомедиантов, которыхрежиссервводитвсюжет«Флейты».
титемнокожиебруковскиеактеры- одновременно «служителипросцениума» старинноготеатра, иповелителисцены. Сцена, заметим, каквсегдапуста. Декорация- всегдашниековрикииещевертикальныебамбуковыешесты, которымислегкостьювосточныхактеровманипулируют «служителипросцениума» чтобыочертить
пространстводворца, темницыилилабиринта. ИменноНадилам, анемагЗарастро, ведетигру, именноемуведомачудеснаявластьнадгероямиэтой «Волшебнойфлейты», какбудтопереписаннойдляшекспировскогоПросперо. Иглавныйзнаковыйжесттожеотданему- послесмазаннозвучащегофиналао «триумфепосвященных», Надилампризавороженномвниманиивсейтруппыподнимаетфлейтусземлиилегкимдвижениемруки, забрасывает, уженевидимую, внебеса. НетоБруквозвращаетееМоцарту, нетосимволическипередаетновомупретендентунаволшебныйдар. РежиссерпредлагаетличностныйконтактсмузыкойМоцарта, каккогда-тосмузыкойБизев «ТрагедииКармен». Ноздесьдобавилосьиное. Стремлениекпоследнейпростоте, которойодержим 85- летнийБрук, обернулосьв «Волшебнойфлейте» повествовательнойинтонаций, исключающейэмоциональноенапряжение.Аэтонесовсемтотволшебныйключик, которымоткрываетсяшедеврМоцарта. Даивойнаопернымштампамифальшивойдекоративности, провозглашеннаяБруком 30 леттомуназад, давноужевыиграна, операсегоднясталаскореесинонимомсамыхсмелыхэкспериментов, далеких от пресловутой вампуки.