leonidluchkin
Ян Фабр - один из самых известных фламандцев. Режиссер, хореограф, драматург, художник и скульптор. Новатор, концептуалист, экстремал и провокатор. За более сорок лет творческой деятельности Ян Фабр занял ведущие международные позиции в области пластических искусств.
Характерные черты стиля
Фабр — один из самых универсальных художников на международной художественной сцене. Он является не только режиссёром театра, оперы и балета, хореографом, автором и сценографом, но и изобразительным художником. Его изобразительное творчество состоит в основном из рисунков, скульптур, фильмов и инсталляций. Эта многогранность очень важная и узнаваемая характеристика его работы.
Он использует разные виды искусства, соблюдая их специфическую характеристику, но у них есть общая тематика.
Мир насекомого, человеческое тело и стратегия войны — три центральные темы, которые он использует в своем творчестве. С творчеством художника можно ознакомиться на многих выставках по всему миру. Например, в цикле «Дань Иеронимусу Босху в Конго» он показывает абсурд и ужасы бельгийского колониализма в Конго.
В 2012 году Фабр провел перформанс, посвященный Сальвадору Дали, в ходе которого живых кошек подбрасывали таким образом, что они приземлялись на ступени с громким мяуканьем. Перформанс вызвал возмущение любителей животных. В ответ на многочисленные обличительные письма художник принес публичные извинения, а позже жаловался на «преувеличенное» изображение инцидента[14].
Фабр – очень трезвый художник, и эта трезвость может оттолкнуть. Он оправдывает зрительские ожидания, и делает это блестяще, но не более того, и в этом смысле предельно буржуазен. Такое искусство существует в рамках контракта, в котором инвестированные зрителем символические и реальные ценности – от стоимости билета до потраченных времени и эмоций – обмениваются на точно известный и безупречный продукт. Казалось бы, перед нами художник без сверхзадачи, существующий по принципу «сколько заплатили, на столько получите». Однако в «Горе Олимп» – коллективном 24-часовом перформансе – есть такая сцена: актёр, только что выдержавший изнурительные 20 минут прыжков через скакалку, кричит в зал: «На что вы готовы, чтобы победить?» Это оргиастическое действо в прошлом году срежиссировал Ян Фабр – не только изготовитель предметов современного искусства, но и пламенный и увлекающийся романтик.
В театр Фабр входит с совершенно особенной авторефлексивной интенцией: его первый спектакль, поставленный в 1980 году, называется Theater geschreven met een K is een kater («Театр начинается с буквы «к», как и похмелье»). Уже этой работой Фабр взрывает конвенции театра того времени: никакого внятного повествования, всё представление построено на повторе, причём повторяется и текст, и один из ключевых методов работы Фабра с речью: одиночный голос противопоставляется хору – первый задаёт фразу и ритм, второй поддерживает; так, одна фраза может идти рефреном до нескольких десятков раз, одновременно повышаясь в интонации. В «Театре … как и похмелье» в одной из сцен перформеры-хористы на кульминационной точке повторения фразы «Am I Happy?» начинают уже просто лаять. В этом спектакле, как и вообще у Фабра, очень разреженное время: много пауз и тишины. Перформеры ничего не изображают, а просто действуют: мужчина печатает текст на машинке, женщина ходит вокруг стола, все раздеваются догола. Фабр начинал с перформансов, и уже в первый свой спектакль он переносит оттуда практики натурального насилия исполнителей по отношению к себе и друг к другу: девушка подходит к молодому человеку и с размаху бьет его по затылку, потом заламывает руки; иногда это насилие сексуализованно: мужчина лежит обнаженный, она хлещет его по ягодицам со всей силы. Фабр говорит:
«Если бы театр был только театром текста, то было бы сложно распознать, обладает ли он своим собственным языком. В «Театре … как похмелье» я использовал песню Игги Попа Lust for Life, повторяемую тридцать раз, временами оглушающе громко. <…> Смысл разных слов здесь специально сталкиваются друг с другом, чтобы посеять сомнение».
Через два года появляется второй спектакль This is the Theater Like It Was to Be Expected and Foreseen («Это театр, каким его ожидали и предвидели»), длящийся восемь часов. Горят свечи, зажигаются светильники, качаются подвешенные к колосникам пакеты с мукой; мужчины и женщины раздеваются и одеваются десятки раз подряд, орут друг на друга и толкаются, таскают за волосы, повторяют одни и те же фразы по сто раз, делают физические упражнения – приседают, отжимаются, бегают на месте. Ещё через два года на Венецианской биеннале Ян Фабр представляет спектакль The Power of Theatrical Madness («Власть театрального безумия»). Легко заметить, что три первых его спектакля (хотя подобное случается и в дальнейшем) в той или иной форме содержат слово «театр». Собственно, это и есть спектакли про театр – в том его понимании, которого Фабру хотелось и недоставало. Тяжело это представить, находясь в России, но во «Власти театрального безумия», поставленной – скажем ещё раз – в 1984 году, два полностью обнажённых мужчины в коронах и со скипетрами танцуют вальс. Это одна из самых катарсических сцен за весь спектакль.
Во «Власти театрального безумия» всё, что можно было сделать не так, как принято в театре, было с огромным усердием сделано не так. Вход в зал был открыт на протяжении четырёх часов спектакля; всё это время работали бар и буфет. На сцене не было декораций, а была только сцена с задником, на который проецировалось то мерцающее видео, то изображения картин старых мастеров, из-за кулис периодически выносились предметы типа тарелок, которые эффектно разбивались целыми стопками. Перформеры ловили прыгающих по сцене живых лягушек и давили их ногами (Фабр потом хитро успокаивал, что это был трюк). Одну из исполнительниц скидывали с просцениума, и следующие 20 минут ей не давал залезть обратно другой перформер, который орал на неё и спихивал обратно к первому ряду. Затем мужчина и женщина с завязанными глазами долго-долго ходили по краю сцену навстречу друг другу; мужчина напевал Вагнера и махал перед собой ножом каждый раз, когда они с женщиной сближались, та резко наклонялась назад и иногда падала в зал.
На пространстве театра Фабр так же многогранен, как и в искусстве вообще. Он делал спектакли в опере, балете и современном танце, а его собственные авторские спектакли представляют собой смесь всего этого с современным физическим и классическим драматическим театром. Кроме всего прочего он ещё и пишет театральные тексты – по состоянию на 2016 год сам Фабр упоминал о более чем сорока написанных пьесах. Генерально всё творчество Фабра в театре можно разделить на две категории: моноспектакли и большие перформативные спектакли, длящиеся от 2 до 24 часов, в которых режиссёр обычно сам ставит свет, оформляет сцену и подбирает реквизит. По собственному признанию, бельгиец после каждого большого спектакля делает парочку камерных моноспектаклей. Наиболее выразительными из них стали Drugs kept me alive, Attends, attends, attends, Preparatio mortis и Quando l uomo principale è una donna, в котором голая актриса открывает подвешенные к потолку бутылки с оливковым маслом, а затем хореографически извивается в нем на полу.
Несмотря на то фантастическое терпение, которого Фабр требует от зрителей своих работ, главные жертвы в творчестве Фабра – его труппа. Режиссёр в последние годы часто устраивает кастинги в разных странах, однако костяк его актёрской команды работает с ним уже по 10–20 лет. Самое лёгкое, на что актёрам Фабра приходится идти, – быть полностью обнажёнными на сцене от 50 до 100 % времени. Дальше идут уже чисто физические испытания: часовой бег с прыжками, поднятия тяжестей, размахивание железными цепями, вообще осуществление любой активности на протяжении 6–8 часов без антракта. Например, в спектакле «Ландшафт Прометея II» актёры посыпают друг друга песком, поливают из огнетушителя, проводят по собственному туловищу, шее и глазам остриём топора, держат его зубами, имитируют половые акты, целуются с вёдрами на головах, а один перформер с самого начала и все полтора часа до аплодисментов вообще распят на канатах на высоте трёх метров над сценой. Или, например, в «Оргии толерантности» в одной из сцен женщина совокупляется с кожаным диваном, лёжа под ним, а мужчина раскручивает велосипедное колесо на подставке и суёт между спицами свой член.
Про самый громкий и долгий (и самый, наверное, мучительный для перформеров) проект Фабра я специально не буду подробно говорить, потому что это нужно видеть, а не обсуждать. Mount Olympus. To Glorify the Cult of Tragedy был поставлен в 2015 году, спустя несколько лет репетиций, и стал самым длинным – 24 часа – спектаклем Фабра за всю его карьеру. «Гору Олимп» можно посмотреть целиком на видео, хоть это и может быть тяжеловато чисто физически. Это, кажется, действительно пиковая точка использования физического и телесного Фабром – после «Горы Олимп» он поставил почти безобидный спектакль Belgian Rules / Belgium Rules, где перформеры с кадилом, подвешенным в область гениталий, медитативно танцуют минут семь, а перформеры в масках голубей беседуют, празднуют пир со скелетом в центре стола, убирают сцену и жалуются, что к ним отношение хуже, чем к котам; они прославляют бельгийские вафли, картофель и пиво, а после двадцатиминутного бега с отжиманиями садятся на просцениум и едят белгийский шоколад. В «Горе Олимп» же происходит буквально мясо: перформеры используют железные цепи как скакалки, в перерывах выкрикивая стихи, синхронно твёркают под дабстеп, одеты в повязки, из-под которых на сцену вываливается мясо, всюду льётся кровь, они орут и по-животному рычат, абсолютно голые разрывают мясо на полу, мажутся в краску и блёстки; всё это сменяется медитативными хореографическими сценами в полумраке под медленную музыку. Некоторые перформеры спят прямо на сцене в специально отведённое время, зрители могут выходить и приходить обратно когда угодно. В конце всех ждёт экстатическая сцена танца с золотой краской, блёстками и пылью.
Ян Фабр совмещает радикальность и сложность актуального искусства с глубинами искусства классического. Впрочем, такого разделения в голове самого Фабра не существует: он неоднократно говорил, что не видит никакой разницы между современным искусством и классическим. Во времена, когда в исполнительских искусствах стараются отказаться от доставления удовольствия и вообще сильных эмоций (в больше степени в музыке, конечно, театр от этого процесса отстаёт), Ян Фабр делает, с одной стороны, максимально развлекательные в своей динамичности зрелища, а с другой – говорит максимально искренне со зрителем на общечеловеческие темы, не боясь большого пафоса. Иными словами, Фабр старается привести современного зрителя к катарсису, о чем прямо говорит в одном из интервью: «Как и в случае с «Горой Олимп», в «Реквиеме Метаморфозам» я изучал способы привести современного зрителя к катарсису. Что значит в наши дни катарсис и вообще – возможен ли он? Мне кажется, я доказал, что возможен. Потому что во время «Горы Олимп» публика остается с нами на 24 часа. А потом аплодирует стоя 45 минут. Такого даже на рок-концертах не бывает. Значит, катарсис сегодня возможен»
Театральные проекты:
1980
- «Театр пишется с той же буквы, что и похмелье». Театральный дебют. Первая публично исполненная оригинальная миниатюра Фабра.
1982
- «Театр как ожидание и прогноз». Премьера восьмичасовой акции без антракта.
|
|
1984
- «Власть театрального безумия». Триумф спектакля на Венецианском биеннале. Презентация современного пластических искусств Бельгии.
1987
- «Раздел. Танец». Этюд-исследование проекта оперы.
- «Стекло в стеклянное голове». Начало работы над пьесой.
|
|
1988
- «Прометей-Пейзаж» (не по Эсхилу). Только один раз в Доме искусств в Бетаньене, разукращенном Фабром синей ручкой компании BIC.
1989
- «Интервью умирающего»,
- «Во Дворце, в четыре утра... А.Г.»,
- «Реинкарнация Бога».
1990
- «Стекло в стеклянной голове», первая часть его оперного триптиха. Премьера – результат трехлетней работы.
- «Сотворение Елены Трублайн». Музыка написал польский композитор Эугениум Кнэпик по просьбе Жеара Мортье. Премьера во Фламандской опере в Антверпене.
- «Звук хлопка одной ладонью». В декабре премьера спектакля. По просьбе прославленного хореографа Уильяма Форсайта хореографический проект для молодой труппы «Франкфуртского балета». Использует музыку Евгения Кнэпика, Бернда Алоиса Циммермана и The Doors.
1991
- «Сладкое искушение» на основе оригинального текста Фабра. Премьера первой части «Трилогии тела» компании деЗингель.
- «Она была, и она есть, даже». Премьера второго балета. Специально для Элис Декайкельер.
1992
Два моноспектакля Марка ван Овермейера:
- «Кто выразит свое мнение»...
- «Фальсификации неизбежны, не фальсифицируйте».
- «Крики молчания, трудные мечты», вторая часть оперной трилогии. Мировая премьера состоялась в Касселе.
- «Чистая подделка. Как это». Премьера.
1993
- «Обратная сторона времени». Премьера третьего балета. Большое турне по Европе, Канаде и Японии.
1995
- «Когда Земля снова завертится». Премьера четвертого балета. В сотрудничестве с Национальным балетом Амстердама.
- «Соло Три». Балет № 1 под музыку Евгения Кнэпика. Премьера в Программе Брюссельского Фестиваля искусств.
- «Обычная женщина мертва». Моноспектакль специально для Елис Декайкельер. Третий сольный спектакль.
- «Всемирное авторское право 1 и 9».- Премьера второй части «Трилогии тела» компании деЗингель.
- «Император утраты». Премьера. Моноспектакль Дирка Буфсуфта
|
|
1997
«Светящиеся иконы». Премьера последней части «Трилогии тела» компании деЗингель. Продолжение «Сладкого искушения», и «Всемирное авторское право 1 и 9».
- «Четыре темперамента». Премьера четырех сольных проектов:
- «Слишком почетное место» с Рене Копре,
- «Мое прекрасное тело, расскажи мне»... с Вим Вандекайбус,
- «Мистер Пиквик» с Марком Ванкункст
- «Всем завидую на море» с Аннамирлой ван дер Плюйма.
1998
- «Конец этому веку пришел несколько раньше (но бизнес, как обычно)». Премьера - 5 ноября. Совместно с Яном Декорте.
1999
- «Предназначение ночи». Премьера 16 марта в голландском театре «Тоннельхьюс». В главных ролях - Элис Декайкельер и Ян Деклейр.
2000
- «Пока мир нуждается в духе война». Премьера в Ганновере. Спектакль с участием танцоров, актеров и рок-группы. Гастрольный тур на два года.
- «Двигаюсь, как одинокая дворняжка». Специально для танцора Эрна Омарсдоттира. Показ на Авиньонском фестивале танца.
2001
«Я – кровь». Премьера в Авиньонском дворце «Суда чести». Участие приняли 22 актера, танцора и музыкантов.
2002
- «Небесное наслаждение». Ре-дизайн Королевского дворца в Брюселе (прим. - название работы отсылает к триптиху «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха).
- «Лебединое озеро». Премьера в Королевском балете Фландрии. Выступление на сцене нового концертного зала в Брюгге.
- «Попугаи и морские свинки». Премьера в Саламанке и Брюгге, культурных столицах 2002 года.
2003
- «Я – кровь». Восстановление спектакля и прокат по Европе.
- «Ангел смерти». Репетиции. Премьера на Авиньонском фестивале была отменена из-за забастовки служащих. З
2004
- «Тайгейзер». Премьера оперы Вагнера в Ля Монне в Брюсселе.
- «Заданность». В феврале создана французская версия. Этот спектакль образует диптих с театральным монологом «Обычная женщина мертва» Элис Декайкельер.
- «Когда главенствует женщина». В марте премьера в Боготе. Большие гастроли по Южной Америке, и Европе. Большой успех в Париже. Танцевали Лисбет Грювец и Ив Кляйн.
- «Плачущее тело». Мировая премьера компании диЗингель – 9 октября.
2005
Авиньонский фестиваль. Ян Фабр получает приглашение стать Художественным руководителем.
- «История слёз». Премьера, с 22 танцорами, актерами и музыканты в дворе Дворца «Суда чести». Прокат спектакля с Франсуа Байкелаерсом в главной роли «Рыцаря отчания».
- «Я – кровь». Специально для показа на Авиньонском фестивале во дворе Дворца «Суда чести» воссоздание спектакля.
- «Император утраты». На том же фестивале был показан моноспектакль, созданный в 1996 году с голландцем Дирком Руфсуфт.
- «Король Плагиата». Продолжение «Императора утрат» - специально для Дирка Руфсуфт.
- «Препараты смерти». Моноспектакль Аннабель Шамбон на музыку композитора и органиста Бернара Фосруля.
2006
- «Король Плагиата». Премьера голландской версии спектакля компании деЗингель в феврале.
- «Когда главенствует женщина». Продолжается турне спектакля в Японии и США. Вместо Лизбет Грювез в главной роли выступает Корин Сунг-Им И.
2007
- «Я - кровь». Гастроли последней редакции в США и Японии.
- «Я - ошибка». Премьера.
- «Реквиум Метаморфозы». Моноспектакль Фельзенрайтшуле. Премьера в Зальсбурге.
2008
- «Другой сонный, пыльный дельта день». Премьера моноспектакля.
Титул «Послы культуры» получают Ян Фабр, Вим Вандекейбус и актеры театра «Трублайн» и труппы Анны Терезы де Керсмакер.
2009
- «Оргия толерантности». Премьера на Авиньонском фестивале
2010
- «Слуга красота». Премьера на Авиньонском фестивале.
- «Препараты смерти». Прокат в Европе, США и Японии.
2011
- «Прометей - Пейзаж II»
2012
- «Наркотики оживляют меня». Премьера моноспектакля для Энтони Рицци.
- «Театр, как ожидание и предвидение». Новая редакция постановки 1982 года.
- «Власть театрального безумия». Новая редакция постановки 1984 года.
2013
- «Трагедия дружбы. Вагнер. Версия Ницше. Фатальная дружба». Спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Вагнера.
2014
- «Подожди, подожди, подожди»...(моему отцу). Новый сольный танцевальный спектакль для Седрик Шеррон. Премьера 3-8 апреля 2014 года.
2016
- «Гора Олимп» (Mount Olympus. To Glorify the Cult of Tragedy) длящийся 24 часа.
2017
- "Бельгия правит"(Belgium Rules/Belgian Rules )
2018
- "The Generosity of Dorcas "