leonidluchkin
На афишах стоит метка «Нет проблем с языком», хотя текст в спектакле звучит. Но проблем, действительно, нет, т.к. используется язык других искусств: музыки, танца, живописи. За 260 минут зритель успевает увидеть рождение театрального концепта и смерть его. Постановщик создает правила и разрушает их, как капризный, нежелающий взрослеть ребенок. Уже тридцать лет один из самых эпатажных фламандцев Ян Фабр отпугивает от театра все новые и новые поколения зрителей, доказывая, что за любовью к театру стоит неизлечимая, а порой и заразная болезнь!
Из анонса театра:
«Власть театрального безумия» прежде всего историческое представление. Фабр создает свое Синтетическое искусство, в котором он раскрывает принципы власти, системы дисциплины. Благодаря, или, возможно, именно из-за совершаемого над искусством насилия, удается прорваться силе нового современного театра».
Иисус говорил: «Пустите детей приходить ко мне», имея в виду, в храм, к молитве, к вере. Не в театр! В театр детей давно никто не зовет! Наоборот, многие творческие люди прикладывают усилия, чтобы дети в театр не ходили. Показателен случай: дабы уберечь своих чад от династической стези, одна известная актерская чета, сговорившись, отвела их в один из московских театров на спектакль «Приключения Гулливера», в котором взрослые тёти отвратительно играли мальчиков и лилипутов. Слезы, сопли, мольбы уйти. Словом, катастрофа. Но эффект был достигнут. Дети выбрали другую профессию.
На спектакль Яна Фабра дети до 16 не допускаются. Хотя и взрослым любителям искусства приходится много раз задуматься, тот ли театр они любят, и стоит ли их любви поход на «эпатажного фламандца», который, ну, так не любит театр, ну, так его не любит, как не любят все бизнесмены свое дело.
Да, в спектакле есть то, что вызывает отвращение: обнаженка, насилие, несправедливость, жестокость, смерть. Живых лягушек заворачивают в рубашки и топчут ногами, голые короли кичатся своим невидимым платьем, принцесс не пускают на сцену и заставляют обнажить грудь, сопрано исполняет арию и получает пощечины, слепой тенор размахивает вокруг себя кухонным ножом и т.п. Но эпатаж Фабру нужен для продвижения своих концепций, в нем он больше коммерсант, чем художник.
Новая редакция спектакля «Власть театрального безумия», как и в 1984 году, - манифест, главную роль в котором играет Вагнер. Во-первых, Фабр все свои театральные эксперименты называет вагнеровским термином Gesamtkunstwerk (Синтетическое искусство). А, во-вторых, Фабр считает ключевым моментом в истории театральной иллюзии - вагнеровский прием приглушения света в театре, благодаря которому свет превратился в отдельную эстетическую единицу, приобретя статус независимого популярного средства. И, возвращая «Власть» в репертуар компании «Трублайн», Фабр напоминает о поставленной несколько десятилетий назад точке, когда воссозданной постановщиком театральной машине иллюзий удалось обозначить свои границы и выйти за их пределы.
Спектакль представляет собой последовательно идущие друг за другом сцены, каждая из которых своего рода судебное слушание над очередной театральной категорией. При этом на задник экспонируются картины маньеристов - Микеланджело, Рафаэля, Энгра, Фрагонара и др.. Зримый конфликт высокого изобразительного искусства и плоской реальности театра.
Этот конфликт звучит и в истории Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля», проходящей рефреном. Два зеркально отраженных самодержца, вооруженные скипетром и короной, поправляющие складки на своей невидимой одежде вокруг обнаженного тела, пытаются произвести хорошее впечатление на подданных. Весь спектакль они торжественно шествует мимо нас, стараясь удивить и ослепить. Их притворство - метафора театральности с ее великолепием и красотой фальши. Завершается все парадоксом иронии и трагедии - незабываемой сценой нелепого танца, когда под вагнеровский «Похоронный марш Зигфрида» пара голозадых монархов исполняет танго. Демонстрацией этой возвышенной лжи Фабр провозглашает на сцене царство «последнего вздоха иллюзии». Так в спектакле пафос театральности воскресает и умирает у публики на глазах.
При этом, рядом с помпезностью и пышностью форм Фабр строит модель дисциплинарной системы (отсылка к модели Фуко). Физическая выносливость актеров, непрерывно тестируемая до крайности. Угнетающее ускорение равномерных движений. Повторение упражнений в качестве наказания. Ритуалы психо-физической жестокости. Униформа, намерено устраняющая какие-либо признаки индивидуальности. Командность и подчинение сквозят в каждой сцене. Мерность происходящего навевают почти гипнотическое состояние. Вопросы о смысле отходят в сторону. Перед нами реальность физических затрат, доводящих исполнителей до изнеможения. Актер, превращенный в эмоционально-пластический автомат, машину, воплощает темы театра жестокости, психологического шантажа, «эмоционального преступления». Как истинный тейлорист, Фабр эксплуатирует традиционный прием всех авангардистов - в отрицании автор присваивает то, против чего выступает.
Театр деструкции становится для Фабра школой театральных основ, где истина противостоит лжи, как спортивная соревновательность - театральности, а цитаты из театрального авангарда – тоталитарной зависимости актера от замысла. Помпезность живописи с королями и принцессами существуют рядом с актерским потом и тяжестью ремесла, бесконечными, доведенными до абсурда повторами. Открывая изнанку художественного приема, технологию его производства, Яну Фабру удается десакрализовать искусство театра, но и утвердить его всеподчиняющую власть, перед которой даже он спустя тридцать лет снимает свою менеджерскую шляпу.
Аплодисменты мужеству актеров, переживших это режиссерское насилие над собой. Красиво, хоть и невыносимо, но профессионалам смотреть следует.
Краткое изложение происходящего на сцене:
1. Живая инсталляция. Несколько человек, одетых в униформу, сидят спиной к зрительному залу среди мерно развешеных электрических лампочек.
2. Роль зрителя. Смущенный кашель. Последний спешно скомканный фантик от конфеты. Слушанье тишины.
3. Будто слова молитвы, на разных языках звучат даты и имена великих людей: Брехт, Ибсен, Беккет, Рейнхардт, Альфред Жарри, и т.д. Двигается процессия сквозь зал к сцене.
4. На сцене два актера раздеваются, принимают позы картин эпохи ренессанса. Медленно меняются позы под звуки отрывков из Вагнера «Валькирий», «Зигфрида» и «Тристана».
5. Телевикторина. Показывают картины старых мастеров: Микеланджело, Энгр, Давид, и спрашивают «Кто художник»? «Какая музыка звучит»? «Что произошло в 1876 году»?
6. Викторина «1876». Долгая сцена освобождения. Актрису принудительно лишают доступа к сцене. Она царапается, кусается, соблазняет, проклинает и кричит, но актер, контролирующий ее появление на сцене, отталкивает ее от сцены все жестче и жестче. И, когда на многократно повторяемую партнером загадку сфинкса она выкрикивает «1876» [год премьеры «Кольца нибелунгов» Вагнера], ей позволено вернуться на сцену.
7. Разоблачение образа. Актеры аккуратно снимают костюмы и складывают их горкой.
8. Сказка Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». Танго двух обнаженных королей. Два Людвига II.
9. Викторина. Эксплуатируются вопросы о выдающихся театральных постановках и художественных произведений. Константин Станиславский, Питер Брук, Хайнер Мюллер, Боб Уилсон, Бертольд Брехт и др.
10. Театр «реальных действий в реальном времени». Минут 20. Упражнения-тесты для поддержания актерской формы. Доведение до автоматизма. Ускорение. Лишение сил.
11. К этому времени зритель начинает активно перемещаться по залу. «Во время спектакля можно покинуть зал и вернуться позже. Бар будет оставаться открытым в течение всего представления». Публика беспрепятственно выходит. И правильно делает, т.к. вместо десятков повторений одной и той же сцены увидит лишь пару-тройку раз.
12. Ожившая картина. Жак-Луи Давид «Клятва Горациев» [1784]. Актеры под присмотром руководителя пытаются воспроизвести картину.
13. «Кармен» Бизе. Мужчина и женщина сидят лицом к лицу и отвешивают друг другу пощечины. Женщина умудряется при этом петь «Хабанеру».
14. Ожившие картины Фрагонара. В фоновом режиме два голых короля церемониально шествуют по сцене.
15. Цитата из «Перформанса Света /Тьмы» Марины Абрамович и Улая [1977]. Вешалка и огни.
16. Голая актриса на коленках. Отшлёпанный финал
Автор идеи, сценограф, постановщик и хореограф - Ян Фабр
Музыка - Вим Мертенс (публичная версия USURA)
Музыкальное оформление - Гай Дрийе
Художник по костюмам - Поль Энгельс, Ян Фабр
Ассистент режиссера - Миет Мертенс, Рене Копре
Стилисты - компания «Саваган» (Брюссель, Ост-Дюнкерк, Бельгия)
Портной - Катаржина Мильчарек
Технический персонал - Томас Фермаерке, Герт ван дер Аувера
Коучинг - Ханс Петер Янссенс (певец)
Стажеры - Джулио Боато (драматург, Болонский университет, Италия), Юрис Дебейкер (актер, Высшая художественная школа, Антверпен,Бельгия), Зафирия Димитропоулу (актер, Художественная щкола-студия Карлоса Куна, Афины, Греция)
Премьера 1984 год, новой редакции 24 июня 2012 года
в Вене, на австрийском Фестивале ИмПульсТанц [Impulstanz]
Продолжительность – 4 часа 20 минут.
|
|
|
|
|
|
|
|