Виктор Вилисов
Berliner Ensemble, Берлин
В сентябре в этом театре состоялось событие почти эпического масштаба: пьесу Бертольта Брехта «Кавказский меловой круг» поставил немецкий режиссер Михаэль Тальхаймер. Порядку ради следует напомнить, что Брехт не только основал этот театр, но и ставил там собственные пьесы, а его спектакль по «Кавказскому меловому кругу» после гастролей во Франции стал считаться одним из самых концентрированных воплощений брехтовского театрального метода. Бегло ознакомиться с режиссурой Тальхаймера безболезненно можно, с одной стороны, по видеозаписи спектакля «Эмилия Галотти» по трагедии Лессинга, а с другой — по совсем недавней его постановке пьесы Хайнера Мюллера (который перед своей смертью, к слову, успел побыть руководителем Berliner Ensemble) «Миссия».
Другая потенциально громкая премьера — спектакль «Отверженные» по роману Виктора Гюго ставит Франк Касторф, указанный одновременно как режиссёр постановки и редактор. Сообщается, что в этом театре Касторф ставит впервые после длительного перерыва с 1996 года. Нельзя также не сказать, что в новом сезоне продолжатся показы спектакля Роберта Уилсона «Конец игры» по Беккету, впервые показанного в прошлом году. Именно с труппой Berliner Ensemble Уилсон поставил значительную часть своих лучших спектаклей в 2000-х: «Сонеты Шекспира», «Трёхгрошовая опера», «Питер Пэн», «Фауст 1 + 2», «Лулу».
Pierre Boulez Saal, Берлин
В 2017 году западный мир отмечает пятисотлетие Реформации. По этому поводу Роберт Уилсон совместно с Rundfunkchor Berlin (Берлинский радио-хор) специально для концертного зала имени Пьера Булеза поставил музыкальный спектакль или, точнее, спектакулярный концерт «LUTHER dancing with the gods». Проект, видимо, продолжает редкую для Уилсона линию неоперных музыкальных спектаклей («St John Passion», «Adam’s Passion»). Он построен на основе четырех мотетов Баха, а также композициях Стива Райха и норвежского композитора Кнута Нюстедта. В спектакле будут использованы тексты Мартина Лютера, а также фрагменты из Библии и стихи крупного американского поэта Уильяма Карлоса Уильямса. Известны технические возможности концертного зала, в котором все это будет происходить, в частности, его способность превращаться в амфитеатр с круглой сценической площадкой в центре, поэтому вдвойне интересно, каким в этом спектакле будет пространственное решение, учитывая приверженность Уилсона к традиционным коробочным сценам.
Schaübuhne, Берлин
Сразу три важнейших для современного театрального ландшафта деятеля покажут свои премьеры в грядущем сезоне Шаубюне: Герберт Фритш, Томас Остермайер, Мило Рау. Швейцарский режиссер Рау, которому после его «Московских процессов» запрещен въезд в Россию, ставит спектакль «ЛЕНИН». Судя по описанию, задача мощнейшая: через состояние Ленина в последние годы жизни отобразить настроение нынешнего российского общества, зажатого между революцией и реакцией, апатией и пробуждением.
Томас Остермайер ставит спектакль «Возвращение в Реймс» по одноименному роману 2013 года французского писателя Дидье Эрибона, который родился в этом самом Реймсе. В случае необходимости, подготовить себя к Остермайеру можно на примерах его «Ричарда III» и «Гамлета».
Герберт Фритш, начинавший как актер, в последние годы выбился на фронтир режиссерского театра со своим безошибочно узнаваемым стилем — гротескным китчем, в котором марталеровские идиоты форсированы до эпилептического невроза. На этот раз Фритш ставит спектакль «Цеппелин» по мотивам творчества австрийского писателя начала прошлого века Эдена фон Хорвата. Фритш здесь выступает не только режиссером, но и сценографом: на сцене огромный металлический каркас дирижабля, вокруг которого, судя по всему, и будет совершаться действо.
La Monnaie, Брюссель
«Bluebeard’s Castle» & «The Miraculous Mandarin»
Следует, видимо, признать, что бельгийский театр La Monnaie на сегодняшний день является самым интересным оперным театром в мире. Как минимум, именно он наиболее радикально реализует концепцию режиссерской оперы: тут ставили, кажется, все: от Лепажа до Варликовского. В грядущем сезоне ни того, ни другого не ожидается, зато ожидается сразу два Оливье Пи: прославленный французский режиссер оперы и драмы, во-первых, восстанавливает собственную постановку «Диалогов кармелиток» 2013 года, а во-вторых, ставит «Лоэнгрина» Вагнера.
Из других премьер следует обратить внимание на двойной спектакль, поставленный Кристофом Коппенсом: балет Бартока «Чудесный мандарин» и его же одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода». Коппенс вообще-то дизайнер и модельер, однако тесно связан с театром. В прошлом сезоне в этом же театре он дебютировал с оперой Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки», где выступил и режиссером, и сценографом, и художником по костюмам; спектакль получился почти грандиозный, посмотреть его можно здесь.
Opera National de Paris, Париж
«Boris Godounov»,
Четыре с половиной часа Кшиштофа Варликовского — вот что в октябре и ноябре предлагает парижская опера. Режиссер, имя которого олицетворяет большую часть современного польского театра, в Париже ставит «Дона Карлоса» Верди. Ознакомившись с доступными к просмотру оперными спектаклями Варликовского («Женщина без тени», «Замок герцога Синяя Борода»/«Голос человека», «Медея», «Меченые»), можно понять, что это must-see. Кроме того, режиссер Иво ван Хове, уже знаменитый своими эпическими интерпретациями политическим драм, ставит свой первый спектакль в Парижской опере — «Бориса Годунова» Мусоргского. Владимир Юровский в качестве дирижера, видимо, призван добавить в постановку немножко русскости.
Royal Opera House, Лондон
И чтобы далеко не отходить от Варликовского, обязательно следует сказать, что в Лондоне будущей весной покажут его постановку оперы Яначека «Из мертвого дома». Это последняя опера Леоша Яначека, к которой он сам написал либретто по повести Достоевского «Записки из мертвого дома». Про спектакль пока ничего не известно, но, наверное, и не особо надо: помимо прославленного имени режиссера в списке создателей фигурирует и другое — Теодор Курентзис, дирижер.
Teatr Wielki — Polish National Opera, Варшава
«Pelleas et melisande»,
В самом большом оперном театре Польши в новом сезоне, помимо «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера, две новых потенциально интересных оперных постановки. Первая — «Огненный ангел» Прокофьева, которую ставит Мариуш Трелиньски совместно со своим постоянным художником и сценографом Борисом Кудличкой. С ним же в прошедшем сезоне этот польский режиссер очень достойно поставил «Тристана и Изольду» Вагнера в Метрополитан. Вторая премьера — «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, которую ставит легендарная британская режиссер Кэти Митчелл.
Düsseldorfer Schauspielhaus, Дюссельдорф
«Die Orestie»,
Молодой немецкий режиссер и актер Саймон Сольберг, дебютировавший в 2006 году со спектаклем «Одиссея. Перезагрузка», поставил в Дюссельдорфе трехчастную трагедию Эсхила «Орестея». Судя по трейлерам предыдущих его работ, это будет энергичное действо с элементами физического театра и заимствованиями из того же Тальхаймера. И опять же нельзя не сказать, что в грядущем сезоне в этом дюссельфдорском театре будут показывать поставленный в начале этого года спектакль Роберта Уилсона «Песочный человек» по новелле Гофмана.
TR Warszawa, Варшава
В театре под руководством еще одного выдающегося польского режиссера Гжегожа Яжины в сентябре состоялась премьера, режиссер которой не указывается. В описании спектакля «G.E.N.» в разделе «Команда» перечислены имена 55 человек, некоторые из них участвуют в постановке и в качестве актеров. Кроме того, в списке указан сам Яжина, а также (сюрприз) российский хореограф Иван Естегнеев. Сообщается, что спектакль является ответом на фильм Ларса фон Триера «Идиоты», однако не ставит перед собой задачу критиковать социально-политическое устройство страны, а только желает поразмышлять о природе человека, который, по мнению авторов, несмотря на цивилизационный и эволюционный прогресс, морально не развивается. ♦