Камиль ГАРЕЕВ
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://blog.nt.zp.ua/images/pressa/beauty-silense
«Спящая красавица» П. Чайковского — новый балет от Раду Поклитару и «Киев Модерн-балета». Спектакль создан при поддержке посольства Швейцарии в Украине. Представленный 22, 23 мая и 26 июня в Киеве на сцене Национального академического драматического театра им. Ивана Франко и МЦКИ («Октябрьский дворец») соответственно, балет уже побывал в Николаеве и Херсоне. На очереди — Одесса, Харьков, Белоруссия, Швейцария.
В 2012 г. Раду Витальевич в нашей беседе для еженедельника «2000» сказал: «У меня балетный стаж 35 лет, но я ни разу не посмотрел «Спящую красавицу» от начала до конца»*. Разумеется, в этой иронии присутствовала известная доля артистического преувеличения. Во всяком случае Поклитару-зритель не мешал творить Поклитару-постановщику и либреттисту. Участие в постановке также приняла Марианн Холленштайн, швейцарский художник-сценограф.
«Спящая красавица», считающаяся энциклопедией классической хореографии, в оригинале действительно длится три часа. А первая из основных творческих черт Поклитару — это умение аккуратно сокращать партитуру. Более динамичное действие увлекает зрителя и не дает ему расслабиться или отвлечься. А Раду всегда стремится к тому, чтобы уже с открытия занавеса и до самого финала зритель был целиком погружен в его собственное эмоционально-хореографическое настроение или, скажем точнее, философский взгляд на сюжет.
Страшные сказки
«Спящая красавица» в постановке «Киев Модерн-балета» Поклитару шла в 2-х действиях не более полутора часов. И снова мы увидели страшную сказку: в этом вторая черта творческого метода Поклитару. Всем хорошо известные классические сюжеты «Кармен» (2006), «Щелкунчика» (2007), «Лебединого озера» (2013), «Жизели» (2016) хореографом были «вывернуты наизнанку» — но «вывернуты» уместно, талантливо и... страшно.
В его «Щелкунчике» девочка-сирота попадает на Рождество в уютный, теплый дом только во сне — и она не просыпается, замерзая на улице под жизнеутверждающую музыку знаменитого «Адажио» Чайковского. В финале «Лебединого озера» Поклитару расстреливает главного героя — юношу-лебеденка, мучимого доктором Франкенштейном, — и снова это происходит под торжественные звуки заключительной сцены.
Столь неожиданные сюжетные фантасмагории, мрачный тон, бьющие по нервам контрасты — конек Поклитару. Присутствовали они и в его «Спящей красавице».
Там не было главного символа света и любви — Феи Сирени и вообще фей, олицетворяющих у Чайковского прекрасные оптимистические и жизнеутверждающие качества. Вместо них — и это третья творческая черта Поклитару — обязательный гений злой интриги Фея Карабос, которая в отличие от замысла Чайковского — балерина-красавица. К слову, традиционно мужская партия Феи Карабос была любимой в репертуаре самого Поклитару как танцовщика.
Претендуя на сердце Короля, но будучи отвергнутой им, Фея Карабос проклинает его новорожденную дочь Аврору, а когда той исполняется 18 лет, возвращается, чтобы исполнить свое пророчество и погрузить Принцессу в непробудный сон, уколов ее розой.
Через 800 лет (именно так задумал Поклитару) Фея Карабос оказывается женой Принца Дезире. А когда Дезире пытается разбудить Аврору, происходит то, что можно пересказать, цитируя программку спектакля: «Тим часом у своїй спальні спляча Принцеса Аврора завагітніла. На світ з'являється Син Аврори і Дезіре. Хлопчик, помилково присмоктавшись до пальця матері замість грудей, висмоктує колючку троянди і... Принцеса Аврора прокидається після багатовікового сну!» Дезире побеждает Фею Карабос с помощью волшебной короны, оставленной Королем 800 лет назад, и счастлив быть вместе с Авророй и сыном.
Такую фабулу (выглядевшую, надо признаться, очень противоречиво) Поклитару взял из сборника «Сказка сказок» неаполитанского литератора XVII в. Джамбаттиста Базиле. До всем знакомой версии этот сюжет позднее был адаптирован Шарлем Перро.
Сцена и мир фантазий Поклитару опять были наполнены толпой феерических, иногда игривых и забавных, иногда ручных, но в общем-то недобрых зверей, которые почти всегда сопровождают главных героев. Это четвертый творческий прием, успешно воплощаемый Поклитару. В его «Щелкунчике» были мыши в человеческий рост, в его «Лебедином озере» — грубые птицы с огромными крыльями и резковатой пластикой движений, а в его «Спящей красавице» — и вовсе химеры. Изумительно красивые (художник по костюмам Дмитрий Курята), в программке они значились как октопусы, козлотуры, крабораки и рыбосирены.
Глядя на сюжет и его воплощение, так и хотелось вспомнить ставшее афоризмом название гравюры Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ».
Фантомные боли
Узнаваемая классика и всегда трогающее за душу авторское видение Поклитару снова заставили публику говорить о нем. Добившийся для театра «Киев Модерн-балет» статуса академического, получивший звание заслуженного деятеля искусств Украины и лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, ставший киевлянином и полюбивший Киев, Поклитару по-настоящему талантлив как режиссер, либреттист, театральный менеджер. Самое дорогое для него — это его детище «Киев Модерн-балет» и современная хореография. Со времен первых больших балетов его танцевальный язык стал более точным, чувственным, не столь замысловатым, яснее отвечающим режиссерской идее. Хореографическая фантазия Раду виртуозна и, кажется, неисчерпаема.
Последняя (по перечислению, но не по значению) особенность творческого мышления Поклитару — это его замечательный дар использовать музыку, задуманную композитором для передачи одних эмоций, под совершенно другие, иногда противоположные эмоции — и делать это весьма убедительно.
Однако на этот раз не совсем убедительные сюжетные переходы в «Спящей красавице» снизили эмоциональный накал происходящего, особенно если вспомнить, насколько последовательными, основательными и пронзительными были прошлые его постановки — «Щелкунчика» и «Лебединого озера». По-настоящему сильной была, пожалуй, только финальная сцена, когда под парадную музыку Аврора и Дезире торжествуют, а за внезапно открывшимся задником прикованная наручниками к кровати Фея Карабос корчится в ужасных муках. Но даже силу этого впечатления обеспечила музыка, а не сценография.
Да и весь спектакль, безусловно изобретательный и интересный, не выглядел заявленным «гимном настоящей всепобеждающей любви». Скорее, это была фантомная выдумка на тему итальянского первоисточника, и даже Чайковский не спас положения.
Мечты об утраченном прошлом
Создатели классической «Спящей красавицы», поставленной в 1890 г., — 50-летний композитор Петр Чайковский и 72-летний хореограф Мариус Петипа. Два немолодых художника пытались воплотить свои ушедшие мечты.
Оказалось, что мечтать можно не только о будущем, но и о прошлом. Хореограф предавался мечтам-воспоминаниям о родной утраченной Франции (он прожил почти всю жизнь в Петербурге), композитор — о невозвратной молодости. Иными словами, это была мечта о легкости, беззаботности, светлом дне, полноте жизни, живая идея о всепобеждающей энергичной молодости с ее жаждой роста и познания. Это была мечта о красоте не только в ее узко-эстетическом, но прежде всего универсальном и всепроникающем понимании: как гармонии человека с самим собой и миром.
Эти воспоминания о прекрасном скрашивали авторам балета тяжесть настоящего и неопределенность будущего.
Но философская «квадратичность» сюжета «Спящей красавицы» — а это такие этапы человеческого бытия, как рождение, совершеннолетие и зрелость, свадьба и создание семьи, смерть, — неизбежно оказалась фаталистичной. Балет завершается коротким, но монументальным и по звучанию, и по значению минорным(!) апофеозом. Его непреклонный ритм, фанфарные интонации, неоднократно повторяющиеся ритмические и мелодические последовательности, тяжелые монотонные финальные аккорды создают впечатление неумолимости и тем преподносят публике жестокий в своей прямоте урок:
«Вы видели сказку, мечту. Но сказка кончилась, мечта растаяла! Возвращайтесь к реальной жизни!»
Какая мечта движет «Киев Модерн-балетом»? Что за фантомные боли мучают Раду Поклитару? И к какой реальности он вынужден будет вернуться, когда закончатся узнаваемые классические сюжеты?
|
|