Любов Морозова
На сцене столичной Муниципальной оперы театр "Киев модерн-балет" представил современную версию "Лебединого озера" Петра Чайковского. Премьере предшествовало заявление постановщика спектакля Раду Поклитару о том, что с сентября "Киев модерн-балет" прекратит существование. Ситуация со скудным финансированием "Киев модерн-балета" возникла не вдруг и не вчера. Театр, созданный в 2005 году как полигон для творческих экспериментов талантливого хореографа Раду Поклитару, изначально спонсировался предпринимателем Владимиром Филипповым. Однако после кризиса 2008 года меценат больше не смог выполнять свои обязательства по содержанию труппы, и ее включили в состав столичной Муниципальной оперы — кстати, беспрецедентный для Украины случай предоставления государством прописки и денежного довольствия частному коллективу. Другое дело, что сама Муниципальная опера в последние годы переживала не лучшие времена и вынуждена была лишить своих артистов надбавок и премий, обеспечив им только базовую ставку.
По словам Раду Поклитару, именно нищенские зарплаты вынудили девятерых артистов (а это почти половина труппы) объявить об уходе из театра. Предотвратить дальнейшие увольнения, по мнению худрука, способно только присвоение его коллективу статуса Национального театра современного танца. В противном случае с сентября "Киев модерн-балет" прекратит свое существование, а сам хореограф скорее всего покинет Украину. Заняться ему есть чем — он уже приступил к работе над оперой Рихарда Вагнера "Тангейзер" в Московском драматическом театре им. Станиславского, впереди — постановка балета "Гамлет" на музыку Дмитрия Шостаковича в Большом театре России, а также ему предложили стать одним из постановщиков церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи.
Если события будут развиваться по худшему сценарию, то нынешняя постановка "Лебединого озера" выглядит напрасной тратой денег и усилий — с начала сезона ее просто некому будет исполнять. Впрочем, сам спектакль, несмотря на уверения хореографа в том, что он вынашивал его два года, выглядит как сшитый на скорую руку. Музыка Петра Чайковского полностью сохранена, но сюжет классического балета кардинально изменен. В первом эпизоде три охотника целятся из ружей в семью лебедей, убивают взрослых птиц, а птенца передают инфернальному господину Ротбарту (Сергей Кон), который подобно булгаковскому профессору Преображенскому проводит ему хирургическую операцию (перья летят в буквальном смысле) и превращает его в человека.
Зигфрид — так теперь зовут бывшую птицу — становится гражданином государства, напоминающего Германию времен Третьего рейха, но так и не может истребить в себе лебедя. Это навязчиво подчеркивается на протяжении всего спектакля, когда на руки артиста Алексея Бусько периодически напяливают общипанные крылья. В финале герой вновь попадает на операционный стол, возвращает себе прежний вид, но лишь для того, чтобы погибнуть от пуль все тех же охотников во время триумфального взлета.
Плохо ложащиеся на искрящуюся волшебством рождественского сочельника музыку Чайковского гротескные пиры и военные марши перемежаются в спектакле с эпизодами галлюцинаций героя, где иногда в довольно пикантных мизансценах появляются лебеди. Не мудрствуя лукаво, режиссер осуществляет связь между реальностью и сном с помощью медицинского шприца, заставляя Ротбарта вводить очередную инъекцию нейролептика перевозбужденному Зигфриду.