Елена Алдашева
Одну из самых нетипичных для великого итальянца Джакомо Пуччини опер, “Турандот”, Канадская оперная компания представляет на сцене театрального центра “Четыре сезона” в даунтауне Торонто в постановке нашего современника, режиссера, сценографа и драматурга, американца Роберта Уилсона, уже при жизни причисленного к небожителям театрального Олимпа.
Пожалуй, нет ничего естественнее для театрального революционера Роберта Уилсона в выборе для постановки такой легендарной оперы, как “Турандот”. Пуччини написал её на заре своей жизни — причем, композитор отошел в мир иной так не доработав заключительные сцены. Поэтому окончание оперной истории “Турандот” нам известно в интерпретации его приятеля, композитора Франко Альфано. Но не из-за этих хитросплетений авторства музыковеды говорят об оригинальной нетипичности “Турандот” для Пуччини: с самого начала композитор создавал произведение в на тот момент забытом жанре героико-мифологических “опер-сериа” и, таким образом, отступил от свойственных его другим операм строгой камерности и лирической интимности.
Роберт Уилсон также прославился в качестве создателя спектаклей “очень непохожих на другие”. Он считается театральным авангардистом, представляющим на больших и легендарных сценах мира, постановки, в которых его актеры должны молчать, чтобы их речь приобретала больше смысла; в которых световое оформление спектакля и каждое движение являются отдельным слоем, своеобразной волшебной палочкой, преображающей восприятие театра современным зрителем. Таким образом, получается, что эта “Турандот” дважды переворачивает привычное восприятие, удивляя и привнося новые смыслы.
“Изумляющее преобразование классического Пуччини” — отозвалось об этой постановке одно из авторитетных оперных изданий. Гипнотизирующая своей необычностью дважды революционная опера, — говорим мы. И подразумеваем то, что “классика” от Пуччини в 1926-й год премьеры совсем не воспринималась в качестве классики и выглядела очень необычно. А также то, что в 2019 году постановщик “Турандот”, Роберт Уильсон, поставил спектакль, в котором даже сцена выглядит революционным проекционным экраном, от которого невозможно оторваться, даже, если ты лишь смутно понимаешь происходящее на сцене…
|
|