Марина Райкина
«Электротеатр Станиславский» – новое воплощение Московского драматического театра имени К.С. Станиславского.
Название отсылает к истории здания на Тверской. С 1915 года здесь находился знаменитый кинозал «Электротеатр АРС», а в 1950 году разместился театр имени прославленного русского режиссера Константина Сергеевича Станиславского.
В январе 2015 года после глобальной реконструкции Московского драматического театра имени Константина Станиславского открылся новый театр, получивший название «Электротеатр Станиславский». Идеологом новой концепции стал режиссер Борис Юхананов, выигравший конкурс на художественное руководство театра вместе с командой единомышленников. Изменения были осуществлены при поддержке правительства Москвы и частного Фонда поддержки и развития «Электротеатра Станиславский».
Концепт «Электротеатра» включил в себя идею сопряжения оперного и драматического начал театра. А в основании концепта положен принцип генерирования художественной инновации, связанной с новыми стратегиями режиссуры.
Оснащенная по новейшим техническим стандартам основная сцена предназначена для максимально разнообразного репертуара. Свои спектакли здесь ставят мастера режиссуры, драматической и оперной. Первым спектаклем основной сцены стали «Вакханки» выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, работая над которым, артисты «Электротеатра» погрузились в мир античного дионисийского мифа и энергетических и голосовых практик.
Оперный блок «Электротеатра» и высокая концентрация событий позволили театру выйти на международную фестивальную сцену и превращают его в единственное в России место, где в интенсивном театральном процессе задействованы ключевые фигуры современной композиторской музыки.
Драматический репертуар основной сцены представлен спектаклями зарубежных и российских режиссеров и масштабными проектами самого Бориса Юхананова.
В фойе театра, включающего кафе и книжную лавку, на лестнице и в гардеробе разворачивается насыщенная жизнь «Электрозоны». Эти площадки используются для лекций, перформансов, концертов современной музыки, кинопоказов, выставок и спектаклей.
Здесь осуществляются мощные выставочные проекты и инсталляции: резонансными событиями стала инсталляция Кэти Митчелл и Музея Виктории и Альберта «Пять истин», а также видеоинсталляция Бориса Юхананова, Дмитрия Курляндского и Елены Коптяевой «Тающий апокалипсис», запечатлевшая диалоги Бориса Юхананова с Кастеллуччи, Геббельсом и Терзопулосом. Интеллектуальная активность театра подкреплена издательской деятельностью линии «Театр и его дневник», выпускающей книги по теории театра и смежных искусств. Просветительская и творческая деятельность «Электрозоны» собирает вокруг себя широкую аудиторию и создает необходимый сегодня театру контекст.
В мае 2017 года «Электротеатр Станиславский» вошел в состав Союза театров Европы.
Уникальный статус и художественная политика сделали «Электротеатр» местом, где складывается образ новой коммуникации. Практика «Электротеатра» отражает существо современной культуры, предполагающей открытый диалог с человеком.