Слава Шадронов (_arlekin_)
Иные большие любители искусства только собираются увидеть и услышать это, но, правда, живьем - а нам, их меньшим братьям по разуму, досталась трансляция в записи с канала Арте, зато, по крайней мере, свежак, текущего года премьера. Понятно, что в наименьшей степени меня при таком раскладе привлекала музыкальная часть (дирижер Рафаэль Пишон) - хотя и тут не все просто: хронометраж представления - более полутора часов, и номера "Реквиема" разбавлены хоралами, псалмами, чем там еще не знаю, то есть музыкальная драматургия постановки самодостаточна.
Пролог при том сугубо, подчеркнуто "бытовой" и в нагрузку "психологический": старуха перед телевизором (моцартовский "Реквием" еще не зазвучал) застывает, потом ложится на кровать, и, надо понимать, "отходит", умирает, буквально погружаясь внутрь своего смертного ложа. Тело наглядно исчезает, а дальнейшее представление, стало быть, можно воспринимать как некое посмертное существование (перформерша из пролога тоже в нем участвует и даже выступает как вокалистка, насколько я заметил по крупным планам), ну или видение.
Визуально зрелище сколь роскошное, столь и строгое - надо отдать должное Кастеллуччи, умеющему избегать избыточных "красивостей" и вместе с тем не брезгующему, наряду порой с натуралистическим "физиологизмом", также и "эстетскими", "виньеточными" фишками. Пространство - "павильонное", "кабинетное", и на экране-заднике выводятся титрами по-французски (а в трансляции по-немецки, но немецкий я совсем не знаю, а франкоязычный текст не всегда можно разобрать, да и не все попало в кадр, камера иногда отвлекается на артистов) наименования эпох, религиозных культов, объектов архитектурно-исторического наследия - просто перечисляются и, кажется, в более-менее произвольном (ну точно не четко-хронологическом) порядке. Тем временем на площадке поющие перформеры (хористов не отличить от солистов) разыгрывают последовательность неких ритуалов.
Самые эффектные моменты, однозначно (расчетливо и беспроигрышно), связаны с участием детей, которых то подвешивают за руки (ну за рукава, если брать техническую сторону процедуры), то обмазывают и обливают (медом? кровью? еще черт знает чем...) - что довольно-таки выразительно смотрится и вызывает "правильные", двойственные ощущения, притягивает (в том числе и своеобразной "красотой"), но и отталкивает (буквализмом, натурализмом). Перформеры нарядные, убраны "празднично" (среди упомянутых в титрах культов и направлений религиозной мысли - поклонение солнцу, друидизм и фарисеи с саддукеями; перечисленные строения - дворцы и церкви, в том числе даже один санкт-петербургский памятник, не успел заметить, какой именно; также мелькает отсыл к элевсинским мистериям, здесь, наверное, имеющий особое значение); хотя помимо чинных, торжественных действий они и рассыпают муку из ведер, и землей, кучками ее насыпав, обмазываются, и ползают в грязи - ну одно без другого у Кастеллуччи не бывает.
В финале образ ребенка представлен и крошечным младенцем, который остается на площадке, когда остальные участники действа ее уже покинули, и негритенок постарше возрастом, который поет дискантом соло а капелла - так сходу и не придумаешь, как понимать такое вне контекста; но вспомнился первый спектакль Кастеллуччи, который довелось увидеть (живьем) - "Tragedia Endogonidia/ BR.#04 Bruxelles", где с младенца все начиналось, от него отталкивалось дальнейшее развитие символического плана:
А тут младенцем заканчивается - или не заканчивается? С одной стороны, все-таки "Реквием", посмертная "служба", и "вечный покой..."; опять же, пролог на то же настраивает; с другой - время внутри спектакля Кастеллуччи движется скорее циклически, чем линейно от начала к концу, и финал, видимо, не замыкает, а размыкает движение "круговорота культуры в природе"; с гибелью городов, цивилизаций, религий, с разрушением отдельных памятников архитектуры и целых государств человечество не исчезает, но возрождается каждый раз опять: очень даже "оптимистическая трагедия" на основе "Реквиема" Моцарта у Кастеллуччи получается, вечный покой нам только снится.