Анна Ставиченко
Все лучшее, что происходит в Баварской государственной опере, всегда попадает в афишу Мюнхенского оперного фестиваля. В этом году магнитом фестиваля стал "Тангейзер" в постановке Ромео Кастелуччи.
Несомненно, одно из ярких событий фестиваля — спектакль культового итальянского неоавангардного режиссера Ромео Кастелуччи. Кастинг его "Тангейзера" объединил нескольких вагнеровских знаменитостей, некоторые из которых уже имеют за спиной выступления: Клаус Флориан Фогт (Тангейзер), Елена Панкратова (Венера) и Георг Зеппенфельд (Герман), в прошлом году покорившие байройтскую публику в "Парсифале" в постановке Уве Эрика Лауфенберга, а также мюнхенская любимица Аня Хартерос (Елизавета) и один из главных триумфаторов спектакля Кристиан Герхахер (Вольфрам).
Кастеллуччи в своей постановке оперирует архетипами и вонзает стрелы в болевые точки. Кровь, плоть и разложение — лейт-образы его интерпретации мифа о любви земной и небесной.
Глубокое понимание музыки позволило Кастеллуччи оторваться от текста и выступить полноценным соавтором Вагнера. В особенности это касается образа Елизаветы, которому еще далеко до сильных вагнеровских героинь формата Изольды, Брунгильды и Кундри.
Кастеллуччи наделяет Елизавету возможностью действовать, более того — вершить судьбы, вкладывая ей в руку стрелу, которой она убивает предавшего ее Тангейзера.
Смелость режиссуры была поддержана эталонным музыкальным исполнением. Каждый солист был не просто на своем месте, он создает убедительную трактовку вагнеровской драмы, поддерживаемую безупречным по звучанию и проникновению в вагнеровскую партитуру оркестром под управлением Кирилла Петренко.