|
|
На сцене Электротеатра «Станиславский» состоялась премьера спектакля Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ». Постановку, основанную на каноническом сюжете о воскрешении Лазаря, впервые показали в Болонье. Специально для российских актёров создана новая версия. Кастеллуччи – главный радикал европейской сцены, но фирменная скандальность его театральных работ строго просчитана. Скандал, по словам режиссёра, – это камень, о который зритель должен споткнуться, чтобы изменить привычный взгляд на вещи.
Современный театр – настоящая проверка на прочность для публики. Даже в мелочах. Легкий запах аммиака, словно напоминание о тленности тела, окутывает зрителя еще при входе. Беречь публику Ромео Кастеллуччи не намерен, сознательно делает ей больно, воздействуя на все органы чувств.
Таких пощечин в спектакле будет предостаточно. Постановки итальянского режиссера – не развлекательное зрелище, блуждать в лабиринтах смыслов он заставляет каждого. Название, говорящее об использовании людей людьми обыгрывается на разных уровнях. В том числе, поддерживается на лингвистическом. Диалоги идут не только на русском, но и на искусственном языке ХХ века – Дженералиссимо. В его основе – синтез креольских диалектов и языка нумерологии XIII века. По сюжету один и тот же диалог повторяется пять раз.
«Люди используют людей так же, как используют речь, – комментирует режиссер. – Цикличность обнаруживает разные смыслы. Например, показывает, что мы заложники языка, как и друг друга. В финальном диалоге слов не остается, только звучащий голос».
Спектакль-размышление о смерти – о бренности речи и тела. Отправной точкой стала знаменитая фреска Джотто. В ней Кастеллуччи увидел противоречие – а рад ли Лазарь своему воскрешению? И почему он должен умирать дважды? Режиссер решил – не должен.
«Лазарь отказывается от воскрешения, ему не нужна помощь Христа, мне кажется, параллель с сегодняшним обществом – люди сами не хотят спасения», – говорит актёр Дмитрий Чеботарев.
Аллюзии, смыслы, утверждения Кастеллуччи не просто полемичны, а провокационны. И не только по смыслу высказываний, но и форме подачи. Впрочем, Кастеллуччи уверен: постичь содержание его замысла способен каждый. Главное – сохранить желание.
|
|