Жанна Зарецкая
Анатолий Васильев — гуру и живая легенда отечественного театра.
Украшением фестиваля стал мастер-класс Анатолия Васильева для профессионалов — закрытая встреча со студентами , артистами и молодыми режиссерами, разговоры о театральной «кухне», настолько конкретные и выверенным по сути, что уже на следующий день цитаты «из Васильева» разлетелись в формате афоризмов.
Структурно фестиваль складывается вокруг единственного спектакля Анатолия Васильева, живущего в сегодняшней театральной реальности (остальные сохранились только в воспоминаниях очевидцев или, в лучшем случае, на видео) — это «Старик и море» по повести Хемингуэя, спродюсированный Чеховским фестивалем. Поставленный в 2017 году к 100-летию Юрия Петровича Любимова и посвященный памяти создателя Театра на Таганке, которого Васильев относит к «величайшим фигурам культуры, которые не исчезают из нее со смертью», спектакль этот является результатом сотворчества трех больших художников: самого Анатолия Васильева, одной из ключевых любимовских актрис Аллы Демидовой и композитора Владимира Мартынова, многолетнего соавтора Васильева. Форма спектакля — новый эстетический опыт Анатолия Васильева, смысл которого — в одновременном полифоническом сосуществовании трех самостоятельных произведений, сплавленных в единый образ: музыки, текста и перформанса, воссоздающего жизнь неба, океана и его обитателей (художником выступил сам Васильев). Ну а выбор текста — понятен: образ человека, мастера своего дела, который и не сдался, но и не смог победить стихию, рифмуется с судьбой Любимова. «Никто не мог и предположить в 60-е, когда Любимов создавал Таганку, что он будет заканчивать свою жизнь так трагически, на обочине российского театра», — произнес Васильев на презентации фестиваля. И добавил: «Когда мне в 2011-м году предлагали вернуться на Сретенку, я отказался, но сказал чиновникам, что нужно вернуть Любимова на Таганку. И пусть он сам выберет, кого из актеров он с собой позовет, а кого — нет. Но мне тогда ответили: «Это не Ваше дело».
А первой художественной акцией фестиваля станет концерт композитора Владимира Мартынова «Машина воспоминаний» и презентация его книги «Это чудесный мир, не правда ли? Письма из Петраково» (изд-во «Классика-XXI», 2019). Участниками концерта, кроме самого Мартынова (рояль), окажутся Владимир Волков (контрабас), Мария Федотова (флейта), Алина Михайлова (перформер, хореограф). Мартынов — не просто автор музыки, которая звучит в спектакле «Старик и море», он создал с Васильевым еще четыре спектакля. Причем, к примеру, знаменитая театральная мистерия «Плач Иеремии» — что Васильев особо подчеркнул на встрече с журналистами — это музыкальное произведение, которое было создано отдельно и лишь затем поставлено как спектакль в Школе драматического искусства. Это не говоря уже о том, что Мартынов и сам по себе — живой классик, создатель музыки более чем к 50 кинофильмам, в частности, к «Холодному лету 53 года» Прошкина и «Острову» Лунгина.
Фильм «Осел» превратит большой зал театра в кинозал. «Осел» — первая полнометражная неигровая картина Анатолия Васильева. Съемки проходили в Италии. Сюжет картины сложен из 10 новелл, в которых осел по кличке Пиранделло становится объектом философских, библейских и мифологических ассоциаций. После показа режиссер встретится со зрителями.
Также в программе фестиваля — встреча с Натальей Исаевой, историком театра и философии, индологом, санскритологом, доктором исторических наук, переводчиком третьей по счету книги, выпущенной фондом Анатолия Васильева: «Театр и его двойник» Антонена Арто. Наталья Исаева, в данный момент проживающая в Париже, расскажет читающей публике, почему ей показался необходимым новый перевод знаменитого театрального труда, а также поделится размышлениями о влиянии идей Арто на театр XXIвека. Встречу проведет историк театра Николай Песочинский. Встреча «Чёрное солнце: энергетический двойник Антонена Арто» пройдет в зрительском буфете БДТ днем 1 февраля. А 2 и 4 февраля запланированы еще и две лекции Исаевой — соответственно «Плотность формы и энергия духа: Ребро на столе» (современный западный театр — Касторф, Лидделл, Митчелл» и «Двойное зеркало: Кашмирский шиваизм и его отражение в театральной эстетике».
Так же будет сыграно два спектакля театра «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, которые Васильев не ставил, но к которым имеет некоторое отношение. Спектакль «Театр воображения. Антология №1» (13 февраля), идея которого принадлежит Эпельбауму и Васильеву, — это воображаемые спектакли реальных режиссеров (Ильи Эпельбаума, Александра Бакши, Анатолия Васильева и Тонино Гуэрры). А в спектакле, действие которого происходит в спичечных коробках — «Апокалипсис» (14 февраля) — голос Васильева звучит наряду с голосами других выдающихся деятелей мирового театра: Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Михаила Чехова, Алисы Коонен, Ивана Москвина, Василия Качалова, Льва Толстого, Набокова, Маяковского, Смоктуновского, Петра Фоменко и многих других.
Анатолий Васильев — театральный режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Российский Федерации, Кавалер французского Ордена Академических Пальм и Ордена искусства и литературы.
Признанный мэтр мировой режиссуры, один из столпов русского драматического театра, создавший собственную театральную систему и «Школу драматического искусства» на Сретенке, которой руководил с 1986 по 2007 год, когда в результате конфликта со столичными властями был вынужден покинуть театр и страну.
Преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона и «педагогику для педагогов» в Венеции. Работает в разных городах мира, ставит спектакли в крупнейших театрах Европы.
В 2010 году учредил «Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева», целями которого стали сбор и передача знаний о теории и практике универсального театра, образовательная деятельность, издание книг и выпуск фильмов-спектаклей.
Опубликованы: книга Ханса-Тиса Леманна «Постдраматический театр» (М.: ABCdesign, 2013) в переводе Н. Исаевой, книга диалогов и текстов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» (М.: ABCdesign, 2016) и книга переводов выдающегося литератора, философа и теоретика театра Антонена Арто «Театр и его двойник» (перевод Н. Исаевой; М.: ABCdesign, 2018).
В планах Фонда: продолжение книжной серии о современном театре — важнейшие западные тексты теоретиков и практиков театра в новейших комментированных переводах.
Васильев регулярно ведет актерско-режиссерские курсы в Европе — пост-образование для лиц, имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств. Ключевые спектакли Васильева, поставленные в России: «Соло для часов с боем» (1973, МХТ), «Взрослая дочь молодого человека» (1979, Театр им. Станиславского), «Серсо» (1985, Театр на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987, ШДИ), «Плач Иеремии» (1996, ШДИ), «Моцарт и Сальери» (2000, ШДИ), «Медея. Материал» (2001, ШДИ), «Из путешествия Онегина» (2003, ШДИ), «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004, ШДИ), «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006, ШДИ).
Последний — «Старик и море» с Аллой Демидовой, по Хемингуэю, был представлен в 2017 году в рамках празднования столетия Юрия Любимова на Международном театральном фестивале им. Чехова в Москве.
С середины 1970-х Анатолий Васильев снимал документальные фильмы и киноверсии своих спектаклей, которые участвовали в европейских и российских кинофестивалях; являлся председателем и членом жюри на фестивале стран СНГ «Киношок» (2001-2015). В 80-х годах преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. вел мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева. Фильмы:
- «Степной король Лир» (1976), телеспектакль по мотивам повести И. Тургенева
- «Взрослая дочь молодого человека» (1990), телеспектакль по пьесе В. Славкина
- «Каштанка» х/ф и «Не идет» д/ф (1986/1994), в соавторстве с оператором Олегом Морозовым
Спектакли-фильмы (на этом определении настаивает автор):
- «Серсо» (1986/2013), спектакль-фильм в трех частях, по пьесе В. Славкина
- «Дорога на Чаттанугу» (1992/2014), по телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе В. Славкина
- «Медея Материал» (2002/2014), на основе спектакля по пьесе Хайнера Мюллера с французской актрисой Валери Древиль в роли Медеи.