Юлия Осеева
На Неделе российского кино в Лондоне будет показан фильм Анатолия Васильева «Осел», на следующий день зрители смогут встретиться с режиссером. Накануне показа Васильев дал большое интервью BBC, в котором поднял тему творчества Кирилла Серебренникова и того, как на него может повлиять «театральное дело».
Постдокументальный фильм «Осел» (авторское определение жанра) снят как документальное кино, которое при помощи монтажа и титров становится игровым. Для одной из новелл под названием «Монолог» режиссер поместил осла в центр амфитеатра, а для титров использовал речь главного героя из знаменитых «Метамарфоз»: «Я взял текст из Апулея, речь осла, когда он наблюдает, что там происходит в этом самом амфитеатре в конце романа. Он должен говорить что-то возмутительное, его должны вязать, его должны посадить, и его должны казнить. Я поставил, и потом [произошла] вся эта история с Кириллом Серебренниковым. Она оказалась для меня самой что ни на есть живой, потому что Кирилл — друг моей семьи, я знал его с детства, и это оказалось моей личной драмой. И этот текст, его присутствие в фильме стало для меня очень важным».
На вопрос корреспондента ВВС, следит ли Васильев за тем, что происходит в российском театре, Васильев ответил, что, по его мнению, по-настоящему современный театр в Москве смогли создать только два человека: Борис Юхананов и Кирилл Серебренников, хотя эстетика последнего Васильеву совсем не близка. «Я очень много видел у Кирилла, он всегда говорил: «Ну, вот Анатолий Александрович, опять вам не понравилось» — «Ну, что ж, — говорю я, — Кирилл, если мне это не нравится, это же не значит, что я тебя не люблю, мой дорогой. Что же делать, если я сам как художник, как театральный человек предпочитаю другое искусство? Я же не могу тебе врать. У тебя потрясающие, блестящие спектакли, но они не моего стиля. Ты талантливый, ты сделал выдающуюся работу, ты создал театр, потому что у молодежи не было театра. Они ходили на спектакли разные, туда-сюда, но ты создал театр — это правда…». Судьба определит его дальнейшую жизнь. Не я ее буду решать, будут решать ее другие, и не он сам. Но это все создаст мощного художника. Это для меня абсолютно ясно — что он героически это все вытерпит, выстоит, выдержит, что у него хватит мощности, поскольку он ростовчанин, хорошего закваса, и это будет ему на пользу, но ценой колоссальной жертвы».
Напомним, что Анатолий Васильев уехал из России в добровольное изгнание в 2006 году из-за конфликта с властями. Востребованный во всем мире режиссер за эти годы лишь единожды нарушил свое обещание никогда не возвращаться и не работать в Москве: в прошлом году он поставил моноспектакль Аллы Демидовой «Старик и море», ставший посвящением Юрию Любимову.