Наталья Исаева
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета.
В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова.
В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра.
В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова.
С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью.
В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур».
24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя.
В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы».
В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова.
В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский.
В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. Театральные постановки Анатолия Васильева:
«Соло для часов с боем» О. Заградника;
«Васса Железнова» М. Горького;
«Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина;
«Серсо» В. И. Славкина;
«Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре;
«Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло;
«Диалоги» Платона;
«Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло;
«Фьоренца» Т. Манна;
«Иосиф и его братья» Т. Манна;
«Амфитрион» Мольера;
«Плач Иеремии» В. Мартынова;
«"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина;
«К***» А. С. Пушкина;
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина;
«Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»);
«Медея-материал» Х. Мюллера;
«Илиада. Песнь XXIII» Гомера;
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж);
«Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт);
«Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар);
«Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок);
«Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж);
«Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж);
«Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre);
«Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик);
«Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж).
Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев.
В марте 2017 года режиссёр показал в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова.
В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау.
Фильмография Анатолия Васильева:
1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный)
1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный)
2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный)
2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный)
2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный)
2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица
Режиссерские работы Анатолия Васильева:
1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль)
1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль)
1985 - Серсо (фильм-спектакль)
1986 - Путь (фильм-спектакль)
1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)
1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева:
1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)
Награды Анатолия Васильева:
1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло;
1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция);
1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1
992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто);
1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства;
1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»;
1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства;
2000 - премия «Триумф»;
2005 - орден Академических пальм (Франция).
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета. В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра. В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова. С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью. В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур». режиссер Анатолий Васильев 2 24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя. В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы». В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский. В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. режиссер Анатолий Васильев 3 Театральные постановки Анатолия Васильева: «Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»); «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж); «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок); «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж); «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж); «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre); «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик); «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж). режиссер Анатолий Васильев 4 Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев. В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова. В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау. Анатолий Васильев в фильме "Дау" режиссер Анатолий Васильев Дау Личная жизнь Анатолия Васильева: Подробности своей частной жизни не опубличивает. Фильмография Анатолия Васильева: 1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный) 2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица Режиссерские работы Анатолия Васильева: 1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 - Серсо (фильм-спектакль) 1986 - Путь (фильм-спектакль) 1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева: 1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) Награды Анатолия Васильева: 1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция); 1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто); 1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства; 1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 - премия «Триумф»; 2005 - орден Академических пальм (Франция).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Vasiljev-Anatoliy-Alexandrovich-rezhisser.php Штуки-дрюки ©
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета. В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра. В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова. С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью. В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур». режиссер Анатолий Васильев 2 24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя. В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы». В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский. В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. режиссер Анатолий Васильев 3 Театральные постановки Анатолия Васильева: «Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»); «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж); «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок); «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж); «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж); «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre); «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик); «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж). режиссер Анатолий Васильев 4 Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев. В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова. В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау. Анатолий Васильев в фильме "Дау" режиссер Анатолий Васильев Дау Личная жизнь Анатолия Васильева: Подробности своей частной жизни не опубличивает. Фильмография Анатолия Васильева: 1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный) 2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица Режиссерские работы Анатолия Васильева: 1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 - Серсо (фильм-спектакль) 1986 - Путь (фильм-спектакль) 1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева: 1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) Награды Анатолия Васильева: 1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция); 1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто); 1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства; 1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 - премия «Триумф»; 2005 - орден Академических пальм (Франция).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Vasiljev-Anatoliy-Alexandrovich-rezhisser.php Штуки-дрюки ©
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета. В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра. В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова. С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью. В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур». режиссер Анатолий Васильев 2 24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя. В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы». В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский. В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. режиссер Анатолий Васильев 3 Театральные постановки Анатолия Васильева: «Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»); «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж); «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок); «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж); «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж); «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre); «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик); «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж). режиссер Анатолий Васильев 4 Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев. В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова. В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау. Анатолий Васильев в фильме "Дау" режиссер Анатолий Васильев Дау Личная жизнь Анатолия Васильева: Подробности своей частной жизни не опубличивает. Фильмография Анатолия Васильева: 1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный) 2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица Режиссерские работы Анатолия Васильева: 1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 - Серсо (фильм-спектакль) 1986 - Путь (фильм-спектакль) 1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева: 1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) Награды Анатолия Васильева: 1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция); 1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто); 1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства; 1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 - премия «Триумф»; 2005 - орден Академических пальм (Франция).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Vasiljev-Anatoliy-Alexandrovich-rezhisser.php Штуки-дрюки ©
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета. В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра. В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова. С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью. В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур». режиссер Анатолий Васильев 2 24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя. В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы». В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский. В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. режиссер Анатолий Васильев 3 Театральные постановки Анатолия Васильева: «Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»); «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж); «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок); «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж); «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж); «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre); «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик); «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж). режиссер Анатолий Васильев 4 Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев. В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова. В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау. Анатолий Васильев в фильме "Дау" режиссер Анатолий Васильев Дау Личная жизнь Анатолия Васильева: Подробности своей частной жизни не опубличивает. Фильмография Анатолия Васильева: 1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный) 2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица Режиссерские работы Анатолия Васильева: 1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 - Серсо (фильм-спектакль) 1986 - Путь (фильм-спектакль) 1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева: 1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) Награды Анатолия Васильева: 1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция); 1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто); 1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства; 1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 - премия «Триумф»; 2005 - орден Академических пальм (Франция).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Vasiljev-Anatoliy-Alexandrovich-rezhisser.php Штуки-дрюки ©
Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне - Лопатинский район Пензенской области). Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР. По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил. После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета. В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова. В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем - второго режиссёра. В 1977-1982 годах - режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова. С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью. В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии - несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской. Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур». режиссер Анатолий Васильев 2 24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя. В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы». В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова. В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский. В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию. режиссер Анатолий Васильев 3 Театральные постановки Анатолия Васильева: «Соло для часов с боем» О. Заградника; «Васса Железнова» М. Горького; «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина; «Серсо» В. И. Славкина; «Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло; «Диалоги» Платона; «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло; «Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна; «Амфитрион» Мольера; «Плач Иеремии» В. Мартынова; «"Дон Жуан, или Каменный гость" и другие стихи» А. С. Пушкина; «К***» А. С. Пушкина; «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»); «Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж); «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт); «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок); «Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж); «Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж); «Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre); «Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик); «Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж). режиссер Анатолий Васильев 4 Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем - абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом». «Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», - говорил Анатолий Васильев. В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова. В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау. Анатолий Васильев в фильме "Дау" режиссер Анатолий Васильев Дау Личная жизнь Анатолия Васильева: Подробности своей частной жизни не опубличивает. Фильмография Анатолия Васильева: 1988 - Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный) 1989 - Анатолий Васильев - режиссер театра (документальный) 2002 - Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный) 2003 - Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный) 2005 - Острова. Анатолий Эфрос (документальный) 2018 - Дау (Dau) - Пётр Капица Режиссерские работы Анатолия Васильева: 1974 - Соло для часов с боем (фильм-спектакль) 1976 - Степной король Лир (фильм-спектакль) 1985 - Серсо (фильм-спектакль) 1986 - Путь (фильм-спектакль) 1990 - Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) 1994 - Каштанка (короткометражный) Сценарии Анатолия Васильева: 1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль) Награды Анатолия Васильева: 1988 - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского - за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло; 1989, 2007 - два ордена Искусств и литературы (Франция); 1990 - премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина); 1992 - премия «Хаос» - премия Пиранделло (Италия, Агридженто); 1993 - почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» - за заслуги в области искусства; 1995 - премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»; 1997 - лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) - за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»; 1999 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; 2000 - премия «Триумф»; 2005 - орден Академических пальм (Франция).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Vasiljev-Anatoliy-Alexandrovich-rezhisser.php Штуки-дрюки ©