Елена Алдашева
Напомним, год назад, 24 и 25 января, в Thalia Theater уже играли спектакль Кирилла Серебренникова, поставленный им в «Гоголь-центре», — «Кому на Руси жить хорошо». Организаторы отмечают, что прошлогодние показы в рамках фестиваля Lessingtage-2019 прошли с огромным успехом, что стало одной из причин для приглашения «Гоголь-центра» с новыми гастролями.
В отличие от «Кому на Руси жить хорошо» — одного из самых востребованных организаторами гастролей и фестивалей, в особенности зарубежных, спектаклей ГЦ, — «Барокко» ещё не играли за пределами собственной площадки. «Музыкальный манифест», авторское сочинение Кирилла Серебренникова, стало последним спектаклем режиссёра, выпущенным в «дистанционном» формате из-под домашнего ареста — и, по мнению критиков, стало квинтэссенцией если не стиля Серебренникова в целом, то, во всяком случае, той рефлексии, которую спровоцировал арест режиссёра у него самого и у театральной общественности одновременно.
Мультижанровое сочинение, основанное на манифестах, философских сочинениях и художественных текстах середины ХХ века, соединённых с барочной музыкой, стало финальной премьерой 2018 года — однако, поскольку первый показ прошёл 25 декабря, большинство критиков и театральных деятелей отнесли «Барокко» к числу премьер 2019 года, назвав спектакль Серебренникова одним из лучших (или и вовсе лучшим) за прошедший год. В частности, вошла эта постановка и в «чёртову дюжину» журнала ТЕАТР.
Кроме того, спектакль выдвинут на соискание театральной премии «Золотая Маска» в четырёх номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссёра» (номинированы Кирилл Серебренников и Евгений Кулагин, который в очередной раз за время домашнего ареста Серебренникова работал как режиссёр на площадке по тем материалам, которые Серебренников передавал через адвоката), «Лучшая мужская роль» (Никита Кукушкин), «Лучшая работа художника по костюмам» (Кирилл Серебренников — кроме этого, он является автором пьесы и художником-сценографом «Барокко», причём примечательно, что пространство спектакля осознанно создавалось с помощью декораций из других постановок режиссёра в ГЦ).
«„Барокко“ создаёт мир избыточности и опьянения, авангарда и протеста, где самосожжения и революции 1968-го встречаются со страстной музыкой знаменитых барочных композиторов — Генделя, Монтеверди, Пёрселла, Рамо, Люлли, Вивальди и Баха — в точке между реальностью и воображением. Ансамбль „Гоголь-центра“ вместе с приглашёнными оперными певцами интерпретирует философские и художественные сочинения по-новому чувственно и объединяет огонь политического сопротивления с праздничностью барочной культуры в лишённый границ Gesamtkunstwerk, свободный вслед за девизом Жиля Делёза: „Герои барокко прекрасно осознают, что не галлюцинация симулирует реальность, а сама реальность — галлюцинаторна“», — поясняет анонс Thalia Theater.
Напомним, что удачное немецкоязычное определение «Барокко» как Gesamtkunstwerk’а объясняется не только драматургической, но и театрально-синтетической составляющей постановки: драматический театр соединяется здесь с музыкальным, инструментальные и вокальные композиции — с хореографией, видео и даже фокусами (их исполняет номинированный на «Маску» Никита Кукушкин), причём часто драматические и оперные артисты (в числе последних — прима Пермской оперы Надежда Павлова) выходят за пределы «своего» театрального жанра.
Напомним также, что интендант Thalia Theater Йоахим Люкс во время пребывания Кирилла Серебренникова под домашним арестом многократно выражал ему свою поддержку и, в частности, вошёл в число подписавших опубликованную в журнале Spiegel петицию в защиту режиссёра (её написали Томас Остермайер и Мариус фон Майенбург).
|
|