Елена Алдашева
С 24 по 26 мая Deutsches Theater Berlin в рамках большого фестиваля «Дни авторского театра» проведёт «международный затакт» под названием Radar OST (Radar nach Osten — «радар на восток»), афишу которого составляют пять спектаклей из стран Восточной Европы — по одному от каждого государства.
Первым в списке значится спектакль «Кому на Руси жить хорошо» — одна из самых востребованных у европейской фестивальной публики (и в то же время — у московских зрителей «Гоголь-центра») постановок Кирилла Серебренникова. Напомним, в январе спектакль уже играли на другой немецкой площадке — в гамбургском Thalia Theater, а годом ранее «Кому на Руси жить хорошо» привозили на фестиваль в Висбаден. Впрочем, Германией гастрольная «биография» постановки не ограничивается (в этом сезоне, к примеру, спектакль побывал на фестивале М.А.Р. в Азербайджане).
Компания «Гоголь-центра» на фестивале Radar OST — достойная и разноплановая. Чехию представит спектакль Театра на Забрадли (знаменитого прежде всего — но не только — благодаря легендарным работам Петра Лебла) «Европеана», который поставил по роману Патрика Оуржедника «Европеана. Краткая история двадцатого века» режиссёр Ян Микулашек (фестивальная аннотация предлагает ассоциировать его с «культурным братом Кристофа Марталера»). Из Венгрии на фестиваль приедет T6 Ensemble со спектаклем Gypsy Hungarian («Венгерский цыган») — коллектив, основанный Кристофом Хорватом, состоит из молодых цыганских художников и в своих работах фокусируется на проблеме дискриминации и стигматизации цыганских народов — через соединение народных песен и бит-бокса, рэпа и поэтического слэма стремясь установить прямой контакт, открытый диалог со зрителями.
Беларусь представит спектакль минского Молодёжного театра «Человек из Подольска» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова — поставил его Дмитрий Богославский, широко известный и популярный в России драматург, с недавних пор ставший и режиссёром (помимо «Человека из Подольска», Богославский поставил спектакли «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит и «Дримворкс» по пьесе Ивана Вырыпаева). Очевидно, что парадоксальное сочинение Данилова, которое на странице фестиваля анонсировано как превращение из чёрной сатиры в кафкианский сеанс терапии, само по себе отвечает установке Radar OST описать и проанализировать «большие вопросы индивидуального стремления к счастью и государственного контроля».
Наконец, пятый спектакль программы — проект Влада Троицкого и театра «Пральня» «ЦеШо?» — представит Украину. «Социальный рейв-бэнд», как определяют себя создатели «ЦеШо?», в чём-то похож на легендарный коллектив Dakh Daughters — эклектикой стилей, жанров и видов искусства: бывшие студенты-кукольники соединяют в своих выступлениях музыку, видеоарт, драматический театр и театр кукол, а в текстах — ленту фейсбука, классическую и современную поэзию, собственные сочинения, народные песни и детские стихи, получая в итоге парадоксальный по форме ответ на недоуменный вопрос «Це шо?» и задавая, в свою очередь, не менее глобальные вопросы сегодняшнему дню.