Елена Алдашева
В рамках «Ночи театров» 23 марта «Гоголь-центр» покажет два документальных фильма Кирилла Серебренникова из цикла «Титаны» — «Олег Табаков. Отражение» и «Галина Волчек. Коллекция».
Документальный проект Кирилла Серебренникова и кинопродюсера Натальи Мокрицкой «Титаны» задумывался и снимался в 2010-2012 годах. Предполагалось, что героями картин станут знаковые фигуры театрального и киноискусства второй половины ХХ века. Диапазон возможных героев был весьма широк, однако на сегодняшний день фильмов-посвящений (точнее, фильмов-диалогов) — четыре.
Два из них, «Марк Захаров. Путешествие» и «Олег Табаков. Отражение» были показаны в 2010 году на фестивале «Московская премьера»; кроме того, фильм «Олег Табаков. Отражение» в том же году собрал полный зал на ММКФ, а впоследствии был показан во внеконкурсной программе «Артдокфеста». В 2013 году к юбилею основательницы «Современника» телеканал «Россия — Культура» показал в эфире картину «Галина Волчек. Коллекция». Вместе с четвёртой лентой — «Александр Сокуров. Искушение» — весь цикл показывали в 2013 году на фестивале «Движение» в Омске. Продолжительность картин — 45-50 минут.
В рамках «Ночи театров» в «Гоголь-центре» покажут два из четырёх фильмов — картины, посвящённые Олегу Табакову и Галине Волчек. Трейлер фильма «Олег Табаков. Отражение» можно посмотреть на youtube-канале «Артдокфеста». Несмотря на то, что в сравнении с игровыми лентами документальные картины Кирилла Серебренникова не слишком широко известны, одна из принципиально важных работ режиссёра, завершённая им уже после ареста, — документальный фильм «После Лета». Что касается героев картин, которые будут показаны в ГЦ, то объединяет их не только «оттепельно»-«современниковское» прошлое, но и тот факт, что в театрах, худруками которых они являлись в нулевые и десятые годы (МХТ им. А.П. Чехова, «Современник», а затем и Театр-студия п/р О. Табакова), Серебренников выпустил целый ряд знаковых спектаклей (в частности, постановки «Лес», «Господа Головлёвы», «Изображая жертву», «Голая пионерка», «Сладкоголосая птица юности», «Мещане», «Человек-подушка», «Трёхгрошовая опера», «Околоноля», «Киже» и другие). Именно Табаков и Волчек определили переход Серебренникова и целой генерации режиссёров из положения «полуподвального» андеграунда в пространство больших сцен государственных театров. Однако, как неоднократно отмечал сам Серебренников, даже в момент первоначального внутреннего протеста по отношению к «старикам» личное знакомство привело к взаимному удивлению: он сам и «старики» разговаривали на одном языке и понимали друг друга. Собственно, и фильмы-оммажи из цикла «Титаны» являются свидетельством этого диалога как реальной возможности, а не одной «данью уважения».
Напомним, что другое интервью Кирилла Серебренникова с Олегом Табаковым, снятое в 2014 году перед премьерой «Обыкновенной истории» в ГЦ, но посвящённое не только осмыслению гончаровских тем, в «Гоголь-центре» показывали в мае 2018 года, а с осени его можно посмотреть на youtube-канале театра.
Наталья Мокрицкая — генеральный продюсер фильмов Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» (в котором также сыграла эпизодическую роль) и «Юрьев день», а также фильмов Ивана И. Твердовского, Сергея Мокрицкого, Михаила Сегала и целого ряда картин других ярких режиссёров, снятых в нулевые и десятые годы.