Елена Алдашева
«Гоголь-центр» празднует день рождения, и в этом году исполняется 10 лет со дня открытия театра. Хотя летом ГЦ прекратил своё существование, команда отмечает юбилей в онлайн-формате: на обновлённом сайте опубликовано расписание проектов прежних резидентов и традиционный буклет, а впоследствии там можно будет посмотреть записи спектаклей разных лет.
Сейчас онлайн-платформа ГЦ состоит из четырёх основных разделов (на русском и английском языках). В «Афише» можно найти даты ближайших показов «Чёрного монаха», «Вия» и обновлённой версии «Барокко» (постановки из репертуара гамбургского Thalia Theater), спектаклей Кирилла Серебренникова «Così fan tutte» и «Парсифаль» (Цюрихский оперный театр и Венская опера соответственно), а также начала проката фильма «Жена Чайковского» в разных странах (Франция, Германия, Турция, Тайвань). В разделе «Мерч» можно найти остатки соответствующей продукции театра, в том числе некоторые буклеты прошлых лет.
Буклет 2023 года, в отличие от предыдущих, не существует в бумажном варианте — это виртуальное издание, полностью посвящённое «зрителям и их воспоминаниям». Такой замысел возник ещё до закрытия театра: зрительские истории для публикации «Гоголь-центр» начал собирать год назад — прошлой зимой. «Буклет’23», объединяющий «воспоминания» с фотоиллюстрациями, составляет отдельный раздел сайта театра. Помимо зрительских писем, там можно найти три больших фотопроекта: «Театр. Дом» Александра Фокина (2022), работы Алекса Йоку (2017) и подробную съёмку «Пространство», запечатлевшую облик театра внутри и снаружи. Кроме того, в буклет вошёл полный перечень всех премьер, выпущенных «Гоголь-центром», и всех проведённых им проектов (лекций, концертов, кинопоказов и так далее).
Предваряет «Буклет’23» вступительное слово Кирилла Серебренникова. В этом тексте, в частности, говорится: «Как и обещали, мы делаем всё, чтобы оставаться с вами на связи, чтобы не расставаться, чтобы знать друг о друге. „Гоголь-центр“ — это не здание и не штатное расписание. Это гораздо больше, сильнее и интереснее. Это поколение. Это генерация людей. Это „племя“. Мы это поняли из писем и сообщений, которые вы прислали к нашему юбилею. Вы писали нам письма в течение целого года: с января 2022 до января 2023 года. За этот год изменилось многое. <…> Жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Мы решили ничего не менять в ваших текстах и сохранить историческую хронологию этих „писем театру“».
Четвёртый раздел обновлённого сайта — «Онлайн». Сегодня театр открыл доступ к записи последнего праздничного концерта, который прошёл в ГЦ 2 февраля 2021 (это видео можно бесплатно посмотреть уже сейчас, зарегистрировавшись на сайте). В 2022 году «Гоголь-центр» не отмечал день рождения в привычном формате, а праздник 2021 года тоже стал своеобразным печальным рубежом: «Почти сразу после концерта мы узнали, что Кирилл Серебренников снят с поста художественного руководителя», — напоминает театр в описании. А сам Серебренников во вступлении к юбилейному буклету пишет: «Каждый год, 2 февраля, мы собирались вместе и делали что-то занятное — веселились, шутили и праздновали день рождения „Гоголь-центра“, вручая красивые серебряные значки за работы сезона. Мы покажем вам наш последний концерт, который записали 2 февраля 2021 года. Это был достаточно сложный момент нашей жизни: мы уже понимали, к чему идёт дело, понимали, что обстоятельства складываются катастрофически. <…> в воздухе уже было какое-то напряжение. Наверное, это заметно на записи, которую вы посмотрите». Видео начинается с обращения Серебренникова — «пролога к 10-му Дню рождения», как называет его театр в официальном релизе.
В «Онлайне» появятся и записи мспектаклей ГЦ — уже сейчас с пометкой «Скоро» анонсирована публикация видеоверсий четырёх постановок Серебренникова: «Маленькие трагедии», «Кому на Руси жить хорошо», «Мёртвые души» и «Обыкновенная история» (последние две — с английскими субтитрами).
Помимо запуска онлайн-платформы, «Гоголь-центр» подготовил и «музыкальный подарок»: на всех основных платформах выложен в доступ альбом с саундтреком к спектаклю Филиппа Авдеева «Страх и отвращение в Москве». В официальном релизе ГЦ характеризует этот альбом так: «Пробивающие электронные ритмы, экспериментальное, немного психоделическое звучание, тексты Егора Прокопьева, голоса Владимира Епифанцева, Саши Горчилина, Васи Михайлова, Артёма Шевченко и Филиппа Авдеева. Всего в альбоме 10 треков, прекрасно передающих атмосферу „Страха и отвращения в Москве“.