Премьера спектакля "Вий" состоится в гамбургском театре Thalia в субботу 3 декабря. Над идеей и текстом совместно работали российский режиссер Кирилл Серебренников и украинский драматург Богдан Панкрухин.
Да, такое возможно и в наши дни: над созданием спектакля работали российский режиссер и украинский драматург. Вместе. На сайте гамбургского театра Thalia написано: "<...> Серебренников хочет реализовать в духе искусства то, что в настоящее время практически невозможно в реальности: партнерство между художниками, которые, независимо от своего происхождения, верят в одни и те же ценности - несмотря ни на что". В основу спектакля легла мистическая повесть "Вий" Николая Васильевича Гоголя. Премьера состоится в субботу 3 декабря.
"Гоголь-центр" в Москве прекратил свое существование летом этого года. Однако его дух, хотя бы частично, перебрался сейчас в Гамбург - вместе с Кириллом Серебренниковым. На большой сцене театра Thalia вот уже почти год с успехом идет "Черный монах" по Чехову. Эту постановку Серебренникова в нынешнем театральном сезоне не просто пригласили на Авиньонский фестиваль во Францию. "Черный монах" стал спектаклем, открывшим этот престижнейший театральный форум. И показывали его на сцене Папского дворца - особое признание для режиссера.
"Вий - это война"
На очереди - "Вий" по мотивам повести Гоголя на малой сцене Thalia. Богдан Панкрухин и Кирилл Серебренников радикально переработали материал, создав нечто современное, актуальное. У них получился спектакль о войне и о том, что сейчас происходит с миром. Постановка полна размышлений о европейском искусстве и поэзии, основанной на вере в гуманизм, а не в силу разрушения - "вопреки Ленинграду, Хиросиме, Ковентри, Дрездену, Грозному или Мариуполю".
Вот что написал о новой постановке режиссер спектакля Кирилл Серебренников: "<...> В славянской мифологии Вий - фигура из подземного мира, чей взгляд убивает. Его глаза закрыты огромными веками, которые он не может открыть без посторонней помощи <...>. Его взор невыносим для тех, на кого он смотрит. <...> В конце повести Гоголя у Вия приподнимаются веки - он открывает глаза. Но главный герой не умирает от этого взгляда. Смертелен был его собственный страх перед этим взглядом... Весной 2022 года я начал писать пьесу вместе с молодым украинским драматургом Богданом Панкрухиным. Мы проработали сотни репортажей, посмотрели документальные фильмы и видео о войне. <...> В нашем спектакле Вий - это война: бездушное чудовище с закрытыми глазами. Оно лишает людей их личности и их будущего. Вместе мы пытаемся понять и рассказать историю этой катастрофы. Что происходит, когда мы открываем глаза и смотрим друг на друга? Что, если мы не закроем их
Как отмечают немецкие критики, действие началось задолго до входа в зрительный зал: перед зданием театра на улице Гаусштрассе выстроилась небольшая группа протестующих с лозунгами и украинскими флагами - они требовали убрать с немецкой сцены российскую пропаганду.
"В то время как некоторые посетители задаются вопросом, является ли протест частью пьесы (это не так), разговор в фойе перед спектаклем вращается вокруг очевидного парадокса: обвинения направлены против российского оперного, кино- и театрального режиссера, который, однако, стал одной из самых выдающихся фигур культурного сопротивления Кремлю еще до войны, - отмечает Майке Шиллер (Maike Schiller) на страницах гамбургской газеты Hamburger Abendblatt. - В отличие от дирижера Валерия Гергиева или певицы Анны Нетребко, Серебренников никогда не был фаворитом путинского режима. Наоборот".
Возможно, протестующих смутил тот факт, что находившийся долгие месяцы под домашним арестом и не имевший возможности выехать из России Серебренников вдруг покинул страну практически сразу после начала военных действий РФ в Украине, предполагает Тиль Бриглеб (Till Briegleb) из газеты Süddeutsche Zeitung. По мнению журналиста, однако, ничто в постановке режиссера не выдает в нем "хорошо замаскированного пропагандиста", который "водит за нос западную культурную публику". Театральный критик сообщает в своей статье также о том, что в адрес труппы в период работы над спектаклем неоднократно поступали письма с угрозами.
Премьера "Вия" в Гамбурге. Как это было
Однако премьера состоялась. Действие происходит в наше время - в ходе войны на территории Украины. В постановке используются документальные фотографии и видео. "Играют немцы, русские и украинцы, которые говорят со сцены по-немецки, а также по-английски, по-русски и по-украински, - пишет Керстин Хольм (Kerstin Holm) на страницах газеты Frankfurter Allgemeine. - Декорации Серебренникова (совместно с Еленой Булочниковой) переносят нас в подземный мир бомбоубежища или пыточного подвала. В темноте четверо мужчин, подсвеченные экранам своих сотовых телефонов, танцуют <...> хореография сопровождается звуками дыхания, человеческим стоном, воем сирены и наполненными ненавистью проклятиями".
Актер Филипп Авдеев играет российского солдата, которого удерживают в плену трое братьев-украинцев. В конце спектакля он признается, что убивал и что виновен в совершении страшных преступлений...
А где же Вий? Он предстает в образе не то хозяина ночного клуба, не то конферансье, не то сатаны-искусителя, рассказывающего ужасные вещи, требующего от зрителей при этом быть счастливыми и любить войну. "Мы проработали сотни репортажей, посмотрели документальные фильмы и видео о войне, - отмечает Кирилл Серебренников. - В нашем спектакле Вий - это война: бездушное чудовище с закрытыми глазами. Оно лишает людей их личности и их будущего. Вместе мы пытаемся понять и рассказать историю этой катастрофы".
Аплодисментов не было
Еще до того, как зрители могли бы начать хлопать, раздается объявление: "Мы просим из уважения ко всем людям, страдающим от этой войны, не аплодировать". Ансамбль на поклоны после спектакля не выходит.
"Удивительно, насколько опустошенным и беспомощным чувствует себя тот, кого лишили возможности аплодировать в конце, - пишет критик Майке Шиллер. - Зрители молча покидают театр. Решений спектакль не предлагает, ускользая при этом от необходимости быть оцененным как "успешный" или "неудачный". Он абсолютно последователен в своей противоречивости и безысходности. "Война быстро лишает людей человечности, - пишет Серебренников, - и ни одна культура не сможет предотвратить самые страшные преступления".