Сергей Хачатуров
ЧЁРНЫЙ MÖNCH
копродукция театра THALIA Гамбург и Гоголь-центр / Gogol-center
Текст, постановка: Кирилл Серебренников
Сценография: Кирил Серебренников, Ольга Павлюк
Хореография: Иван Естегнеев, Евгений Кулагин
Музыка: Jēkabs Nīmanis
Свет: Сергей Кучар
Видео: Алан Мандельштам
Костюмы: Татьяна Долматовская
Спектакль пришлось смотреть на крошечном экране смартфона. Однако широта и точность жеста, красота действа и соответствие авиньонскому sité spécifique убедили. Кирилл подтвердил свой образ великого собеседника с традицией и непреклонного бескомпромиссного реформатора ее. Два года назад мы с ним беседовали в МТЮЗе и он сказал, что не любит смотреть пьесы по Чехову и не ставил его никогда. Теперь поставил. И подвел черту под многими российскими химерами нашего искреннего, правильного и душевного театра, который Чехова сладострастно использует.
Первое. Серебренников напрочь отменил сантименты в отношении всякого рода садов, которые есть душа России и т.д. Сад в спектакле это душные теплицы, разговоры обывателей и злоба всех ко всем. Второе. Серебренников впервые так демонстративно вывел на свет абсолютную никчемность собственно слов в опусах Чехова. Слова это драный целлофан старых оранжерей и садовых теплиц. Главное не слова — интонации. Не случайно сам спектакль становится вавилонским столпотворением языков, где речи: русская, немецкая, английская, итальянская, французские субтитры отменяют структуру и буквальный смысл. Более того, новелла "Черный монах" инсценируется три раза и повторы на разных языках разных фраз о женитьбе, предательстве, работе два часа, сговоре с отцом и дереве вяз, темном потому, что вечером темнеют все предметы (цитата из "Чайки"), полностью обессмысливают логику. Смысл появляется только в интонациях. Тонкие психологические нюансы восприятия истории помимо слов, завещал реалистическому театру сам Чехов. Серебренников видит смысл в перформативных ситуациях, где все виды искусства счастливо и, как у него водится, волшебно по красоте и силе сочетаются...
Что же за идея транслируется нам? Чехов в новелле "Черный монах" повествует о границах страдания якобы отмеченных гениальностью и способности их к состраданию другим людям, о гении как прозрении, галлюцинации, химере и диагнозе. Реагируя на сегодняшнюю трагедию в мире и России, Серебренников лейтмотивом сделал антитезу: свободная Личность и одержимость коллективными надличностными установками. В четырех эпизодах нарастает зависимость главного героя от мистического, ритуального, мифологического типа мышления и общения. Принято считать, что в этом типе (сакральном, духовидческом) кроется загадочная русская душа. На деле установка на иррациональные прозрения часто удаляет от блага/Бога, кормит эго, оправдывает вседозволенность и национальное тщеславие. И эта (само)разрушительная деятельность не умеющего мыслить критически, уважать позицию Иного, ослепленного собственным мессианством россиянина в спектакле мощно явлена. С пиджачным дачным комфортным Чеховым придется расстаться теперь.