Елена Алдашева
Как и другие зарубежные премьеры последних лет, «Нос» Серебренников выпускает дистанционно — он участвует в репетициях по видеосвязи, а на площадке присутствует сорежиссёр Евгений Кулагин. Напомним, премьера в Баварской опере — далеко не первая работа Серебренникова на музыкальной сцене вообще и немецкой в частности. В числе предыдущих оперных постановок режиссёра — «Парсифаль» Вагнера в Венской опере, «Так поступают все женщины» Моцарта в Цюрихском оперном театре, «Набукко» Верди в Гамбургской государственной опере, а также «Золотой петушок» Римского-Корсакова в Большом театре и «Чаадский» Александра Маноцкова в московской «Геликон-опере». Традиционно для себя, Серебренников работает над «Носом» не только как режиссёр, но и как автор костюмов (совместно с Татьяной Долматовской) и сценографии. В создании спектакля большая интернациональная команда, музыкальный руководитель постановки — Владимир Юровский. Роль майора Ковалёва исполнит ведущий солист и директор оперы Михайловского театра Борис Пинхасович, роль Носа — лауреат «Золотой Маски-2020» Антон Росицкий.
О том, что ожидает зрителей, рассказывает в интервью Баварской опере Кирилл Серебренников: «Оперу „Нос“ Шостакович написал молодым, и в ней много энергии, фантазии, образности, „панковости“ и юношеского максимализма. Хотя действие происходит в Петербурге 19-го века, язык „Носа“ вдохновлён московским театром Мейерхольда, настоящим феноменом 1920-х — начала 1930-х годов, — в частности, „Ревизором“. Театр Мейерхольда был обвинён в формализме и уничтожен, и Шостакович долгие годы жил в страхе повторить его судьбу. Кажется, что в России и в мире вообще всё повторяется, движется по кругу или по спирали: Гоголь писал за сто лет до Шостаковича, нас от Шостаковича отделяет ещё одно столетие, а картины узнаваемы почти буквально.
В нашем спектакле майор Ковалёв, оказавшись в очень странных обстоятельствах, словно он персонаж Кафки, пересекает огромный город, полный странных и потерянных людей. Но это не история о носе и его отсутствии — это история о том, как человек обнаруживает, что он — совершенно иной. Он утрачивает самого себя — и пытается найти в этом сумасшедшем городе. Его душа полна страха, который, как мне кажется, — часть другого, глубокого: обычной жизни в системе большого страха».
Владимир Юровский поясняет: «Это не социальная сатира, а абсурдная картина сюрреалистического общества — и в этом смысле политическая тоже». «Антиутопическое зрелище» мира «нормальных людей-фриков», по выражению Юровского, визуально решено через отсылки к российской действительности, однако основная черта этого пространства — гротеск, следующее за Гоголем искажение видимой реальности. В конечном счёте, спектакль исследует вопрос нормы — и, в частности, предпремьерный подкаст Баварская опера посвятила именно этой теме. Что происходит, когда человек теряет свою идентичность, как люди поступают с теми, кто от них отличается, где грань между нормальным и ненормальным? Очевидно, что этот круг проблем имеет прямое отношение к тем вопросам, которыми задаётся Серебренников вместе с командой соавторов в «Носе».