Евгения Шерменева
Первое. Сам музыкальный материал.
«Парсифаль» — последняя опера Рихарда Вагнера, премьера состоялась в Байройте за год до смерти великого композитора. Сюжет «Парсифаля» — история поиска и обретения служения, исполнения миссии, предначертанной судьбой. Величие отказа от личного счастья во имя спасения других. Рыцарство как символ достижения великой цели. Своим завещанием композитор ограничил возможности постановок оперы, оставляя сцену в Байройте как единственную площадку. Запрет действовал в течение 30 лет, и ровно в год Первой мировой войны Парсифаль и его легенда о святом Граале и братстве рыцарей получает возможности постановок по всему миру.
Второе. История создания новой постановки «Парсифаль» в Венской опере.
В 2016 году Венская опера объявила о предстоящих изменениях в руководстве. С 1 сентября 2020 года новым руководителем знаменитого театра становился Богдан Рошчич — австриец родом из Сербии, переехавший в Австрию в десятилетнем возрасте, получивший докторскую степень по философии и музыковедению, первое время работал журналистом, освещая события в поп-музыке, затем начал работать на радиостанциях, откуда перешел в звукозаписывающие компании мирового уровня и начал заниматься классической музыкой уже в лондонском DECCA и нью-йоркском Sony Masterworks. Именно в период работы в звукозаписывающих компаниях он начинает свою продюсерскую музыкальную деятельность. Богдан выиграл конкурс среди 18 кандидатов на должность, представив программу развития Венской оперы, опирающуюся на идею «Вперед к Малеру!». Безусловно, выбор Богдана Рошчича был также обусловлен и политической борьбой в Австрии, где его яркая фигура вызывала раздражение среди консервативной части общества и власти.
Третье. Предложение режиссеру Серебренникову.
Формируя свою программу в период ее подготовки еще до вступления в должность, в начале 2019 года, Богдан связывается с российским режиссером Кириллом Серебренниковым и предлагает ему сотрудничество. Период обсуждения этого проекта проходил еще тогда, когда Кирилл Серебренников был под домашним арестом и вся его театральная работа проводилась посредством передачи рабочих материалов через адвоката. Весной 2019 года суд меняет меру пресечения, и Серебренников получает возможность работать уже в театре, выходить на связь с коллегами через интернет, проводить репетиции в европейских театрах по скайпу (а потом и через зум).
Последний год для театров всего мира стал испытанием на умение работать онлайн. Тем не менее, спектакли выпускаются и планы Венской оперы также не стали менять.
В прошлом году процесс по делу «Платформы» закончился, Кириллу Серебренникову присудили трехлетний условный срок и обязанность выплаты штрафа в размере 800 тысяч рублей, плюс возврат суммы, признанной судом похищенной из бюджета. До окончания действия приговора режиссер не может покидать Россию.
Уже с середины 10-х годов вместе с Кириллом Серебренниковым на постановках работает творческая команда. Евгений Кулагин, постоянный ассистент во всех работах, Даниил Орлов, работающий с ним по музыке, Татьяна Долматовская, его художник, и многие другие включены в его постоянную команду в большим проектах. Выпуск спектаклей осуществляется командой на месте под руководством Серебренникова через интернет.
Четвертое. Исполнители.
Кириллу Серебренникову было предложено работать с составом, о котором мог бы мечтать любой режиссер в мире. Музыкальный руководитель постановки Филипп Джордан, который дирижировал «Парсифаля» в 2012 году в программе Байройтского фестиваля.
Для тенора Йонаса Кауфмана работа над Парсифалем не первая, несколько лет назад в 2013 году, его Парсифаль блистал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Главную женскую роль исполняет Элина Гаранча, звезда мировой оперной сцены, выросшая в Риге, в Национальной опере, в период руководства Андрея Жагарса. Для нее это дебют в «Парсифале» и работе с Вагнером.
Важно: описание постановки
Серебренников связывает исключительно мужское сообщество Рыцарей Грааля с тюремным комплексом, где так называемые «безнадежные случаи», то есть представители этнических или религиозных меньшинств, исключаются из сообщества и предоставляются самим себе. Таким образом молодой преступник Парсифаль сталкивается с ритуалом инициации, влекущим за собой насилие и экстаз. Единственная женщина в этом герметично закрытом мире, населенном исключительно мужчинами, Кундри, которую режиссер делает журналисткой, движимой интересом к властным структурам. Она действует в серой зоне, но в то же время становится сообщницей изгоев.
Пятое. Запись на канале АРТЕ.
За последний год, когда условия пандемии отлучили зрителей от театров, вынужденное бездействие первой половины 2020 года сменилось на активную работу осенью и зимой последнего сезона. Телеканал АРТЕ, занимающийся съемками драматических и оперных спектаклей уже в течение многих лет, собрал уникальную команду специалистов, умеющих видеть и фиксировать происходящее на сцене возможно даже больше и лучше, чем обычный зритель в зале. Последнее время оперные театры Европы работают над новыми постановками, проводят генеральные репетиции и организуют сьемки премьерных показов в пустых залах (с приглашением редких зрителей: команды создателей и коллег по работе) для последующей трансляции в онлайн, доступной многим любителям оперного искусства по всему миру. Таким образом, аудитория расширяется до бесконечности, в сравнении с обычным режимом исполнения для удачливых любителей оперы, приобретших билеты.