Международная премия Opera Awards объявила номинантов 2020 года. В числе претендентов на звание лучшего спектакля оказались постановки Андрия Жолдака и Дмитрия Чернякова, говорится на сайте награды.
Так, в число шести претендентов на престижную премию попали "Сказка о царе Салтане" Чернякова, поставленная в бельгийском театре и "Чародейка" Жолдака (Лионская опера). Среди других претендентов - "Агриппина" Барри Коски (копродукция Баварской оперы и Royal Opera House), "Пиковая дама" Лидии Штайер (Deutsche Oper am Rhein), "Тангейзер" Тобиаса Кратцера (Байройтский фестиваль) и диптих "Секрет Сюзанны" Джона Уилки и "Иоланта" Оливии Фукс (Opera Holland Park).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.
"Появление исполинской фигуры Андрия Жолдака среди номинантов на "Оперный Оскар" меня совершенно не удивило. С 2017-го Андрий активно работает в пространстве мировой оперы, оставив (на время) спектакли драматические.
Шумный успех сопровождал его Онегина в Михайловском театре (Петербург), я смотрел видеоверсию этой постановки и мастерство оперной режиссуры, а также работа художницы Моники Портмале лично меня ошеломили, - сон и явь, символизм, физиологизм, эстетство, дикость нрава и детский трепет перед музыкой Чайковского - все это было брошено в бешеную топку "Евгения Онегина". Фейерического проекта, который местами доводит до слез.
Следующая опера Жолдака в Михайловском театре – "Иоланта" - встречена неоднозначно. От возгласов - Шедевр! до криков - Позор! Режиссер изрядно перекроил партитуру Петра Ильича Чайковскогои, не все рассчитав при этом.. Потом в Познани был его "Любовный Напиток". И вот недавно в Лионской опере – "Чародейка", опера Чайковского, которую опасаются некоторые оперные режиссеры (это огромное оперное полотно, в котором, сто пудов любви и двести пудов мелодраматической клюквы, если вспоминать либретто). Некоторые, может, и опасаются но не наш. Если верить рецензентам, "Чародейка" в Лионской опере прочитана Жолдаком как эротико-религиозный блокбастер в комедийных регистрах. Никакой псевдоактуальности или заигрывания с модными знаками времени, а только темная и пугающая история о Хаосе страсти и физиологического безумия. Все, что Жолдак прописал. Он верен своим любимым рецептам.
Напомню, режиссер более десяти лет не ставит спектаклей в Украине. Крайние его работы у нас – "Войцек", а также "Ленин love, Cталин love". Режиссера, кстати, иногда упрекают, мол, он часто ставит в РФ. Упрекать театрального режиссера можно кому угодно, в чем угодно, если не знать, что все праймовые сериалы российских федеральных телеканалов сегодня (и вчера), как обои, сплошь оклеены медийными лицами украинских актеров. И вместо того, чтобы упрекать, вероятно, нужно прежде предложить режиссеру здесь, у нас, запустить международный проект... Будет дорого и, возможно, больно. Но так хотя бы конструктивно.
Читайте также: Театральная блогосфера определила лучшие киевские спектакли 2019 года, впереди – "Лымеривна" Ивана Урывского
Между тем, на недавнем форуме "Опера Европа" в Киеве иностранные импресарио к украинскому режиссеру относились как к гуру оперного искусства. Сам тому свидетель. Они, видимо, давно преодолели болевой порог его радикальных интерпретаций классики. И просто настроились на вечную музыку", - заявил театральный обозреватель ZN.UA Олег Вергелис.