По материалам Главред
А что нужно сделать, кроме театра, чтобы Жолдак вернулся навсегда?
«Вы вернулись к нам временно или насовсем?
Не хочу загадывать наперед, но я хочу создать в Киеве современный украинский театр. Пусть некоторые говорят, что я тяну на себя рубашку, но этот театр нужен нам всем. У поляков есть театр в Варшаве, из стекла и бетона, где играют лучшие пьесы, на которые ходит премьер-министр. Это модный театр, там молодежь играет на гитарах на сцене, это не подвал, а большое здание, на пятьсот мест, где каждый вечер идут интеллектуальные спектакли о современной жизни. Свой театр я тоже хочу сделать таким же – взять самый лучший театр в Киеве, выкупить, вычистить и сделать его в противовес этим мертвым домам – театру Леси Украинки и театру Ивана Франко.
А что нужно сделать, кроме театра, чтобы Жолдак вернулся навсегда?
Личное приглашение Президента. Потому что это уровень даже не Киева, а Президента Украины. Ведь в столице нет сегодня современного театра. А тот же самый Квасьневский в свое время выделил деньги на такой театр у себя в Польше. Я не могу прерывать свои контракты на западе, но ведь я же могу привезти оттуда нескольких хороших актеров. Представляете? Это же не сложно, билет, например, Берлин-Киев, стоит около 200 евро, это как в Москву слетать. Немецкому актеру не сложно будет отыграть в спектакле здесь и улететь домой.
Что вы пытаетесь изменить своим творчеством?
Я не хочу жить так, чтобы мои западные друзья говорили, что я живу на тридцать лет позже. Я проехался по киевским районам, повсюду собаки, полные баки мусора… Я не хочу так, хочу изменить ситуацию. Поэтому и спектакли должны быть у нас современные, на больших сценах, где мы могли бы критиковать и показывать все это.
Вот, например, недавно в Берлине я видел спектакль, где критиковалась… Толпы берлинцев шли послушать, как критикуют канцлера. И никакие бандиты тебе руки не заламывают. Чем больше мы будем выступать за подобное очищение мозгов, тем больше у нас станет современных бизнесменов, модельеров, классных операторов, фильмов…
Может ли сыграть в вашем возвращении материальный фактор и какую роль?
Я считаю, искусство… не окупается. Когда театр говорит: дайте нам денег, а мы заработаем на билетах – это обман. Театр – убыточное предприятие. Но театр дает другое: духовную, политическую позицию тем, кто его поддерживает. А «если нация не хочет иметь современный театр, то ей плевать на свою совесть», так говорил, по-моему, персонаж Булгакова…
Отличается ли украинский театр сегодня от того, каким вы его видели в последний раз?
Украинский театр сегодня – эта некая территория, где режиссер, проснувшись, обманывает себя, свою жену, семью, свою сущность. Потом он идет в театр, берет тексты, фальшивые и неправдивые, они его не возбуждают, в них нет энергии. Но он делает вид, что это хорошие тексты, он вызывает актеров и говорит: начинаем репетировать. То есть, беда украинского общества – это обман… Я хотел бы, чтобы украинские актеры были смелыми, чтобы защищали нас, наши города, улицы, наш театр, нашу культурную позицию. Все говорит о том, что – рабы, рабы, рабы…. Да, несомненно, есть несколько хороших спектаклей, есть два или три хороших режиссера, и есть десяток хороших актеров на всю Украину. Десять! На 48 миллионов всего десять хороших актеров!
Вы готовы все изменить?
В Украину должны прийти очень сильные люди. Сегодня мы должны поддерживать сильных людей, которые могут определенные цели прокопать, сделать дороги для более слабых. Если этого не сделать, то мы все превратимся в то, что я называю бедной африканской страной обезьян. Поэтому мы должны вместе, посредством театра и кино (телевидение – это другая история) попробовать изменить ситуацию.
Как изменился Жолдак за эти годы?
…Мне интересны стали вдруг человеческие отношения, нравственность в театре. Сейчас мне интересен возврат к артисту, к тексту, к зрителю… Но опять же, это я понимаю своим испорченным мозгом…
О режиссёре:
Андрий Жолдак родился в Киеве, в 1989 году окончил ГИТИС, где учился на курсе Анатолия Васильева.
С 2002 по 2005 год — художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко, где поставил пять спектаклей:
- «Гамлет. Сны» (2002),
- «Один день Ивана Денисовича» (2003),
- «Месяц любви» (2003, по И.С. Тургеневу),
- «Гольдони. Венеция» (2005, по Карло Гольдони)
- «Ромео и Джульетта. Фрагмент» (2005, совместно с фестивалем Berliner Festspiele и агентством Culture-Europe).
В настоящее время живёт в Берлине, работает в европейских и российских театрах. Читал лекции и проводил театральные мастер-классы в Великобритании, Голландии, Испании, Финляндии, Франции, Японии.
Лауреат премии ЮНЕСКО за выдающиеся достижения в области театра (2004). Лауреат премии «Золотая Маска»: призы за лучший оперный спектакль и лучшую режиссуру в опере Андрию Жолдаку принёс спектакль «Евгений Онегин» (Михайловский театр, Санкт-Петербург, 2012). Лауреат премии THALIA за лучший спектакль, поставленный в Таллине в 2010 году («Анна Каренина»).
В числе наиболее значительных постановок Андрия Жолдака последних лет — спектакли:
- «По ту сторону занавеса» (Александринский театр, Санкт-Петербург, 2016),
- «Мадам Бовари» (Русская антреприза им. А. Миронова, Санкт-Петербург, 2013),
- «Вишнёвый сад» по А.П. Чехову (Городской театр Турку, 2012),
- «Дядя Ваня» по А. П. Чехову (театр Klockricke, Хельсинки, 2011),
- «Идиот» по Ф.М. Достоевскому (Театр Оберхаузен, Германия, 2011),
- «Москва-Петушки» по В.В. Ерофееву (театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2010),
- «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Городской театр Турку, 2010),
- «Кармен. Исход» (Государственный Театр Наций, Москва, 2007),
- «Жизнь с идиотом» по В. Ерофееву (театр Radu Stanca, Сибиу, 2007),
- «Федра. Золотой Колос» (Государственный Театр Наций, Москва, 2006),
- «Медея в городе» по Еврипиду (театр Volksbuhne, Берлин, 2005).